Первые карты Самая ранняя достоверная картография пришла к нам лишь из XVIII века. Более ранние карты не отличались достоверностью, так как были составлены случайными путешественниками либо представляли собойлокальные «чертежи земель». Первой точной картой стала «Геометрическая карта…большим дорогам, лежащим по Казанскому уезду» конца XVIII века. |
Названия этих дорог во времена Казанского ханства фиксируются рядом писцовых книг, начиная ещё с 1565-1568 годов. Что интересно: в писцовых книгах дороги играют роль не только путей сообщения. Вся территория Казанского уезда поделена по принадлежности к какой-то из этих дорог с целью систематизации учетной статистики (подсчет и межевание земель) всех наличных поселений, угодий и пустошей. При первых описаниях завоеванных земель, писцы ориентировали селения относительно наиболее крупных путей сообщения выходящих из Казани (отсюда и некоторая сбивчивость в отнесении отдельных селений к той или иной дороге, а также их характерная форма в виде вытянутых треугольников, острые углы которых направлены в сторону Казани). В результате такой практики наиболее важные транспортные магистрали начинают одновременно иметь административный смысл. |
В 1552 году войска Ивана Грозного пробили южную стену города восточнее Нижних Ногайских ворот. Захватив город, русская армия отремонтировала все разрушения в его оборонной стене, но пролом возле Нижних Ногайских ворот был сохранен. В нем были установлены новые городские ворота – «Проломные», рядом с которыми была срублена церковь Богоявления. В городе появилось новое население – армия Ивана Грозного. Кварталы Ногайской улицы заселили стрельцы сотенного головы Вешнякова, а сама улица стала называться Проломной. |
Так, известный прусский ученый-экономист Август Гакстгаузен, проезжая через Казань в 1843 году, написал в своем дневнике: «Около полудни, 17 июня, достигли мы реки Казанки и увидели роскошно раскинувшийся перед нами старый татарский город. Употребивши еще час на скучную переправу и езду по отвратительной болотистой дороге, мы прибыли в Казань…» |
Из этих соображений в Казани заключенных расковывали, и дальше по Большому Сибирскому тракту они шли «налегке». По преданию, кузница стояла сразу за Варваринской церковью, на Арском поле. Церковь Святой Варвары была построена в 1780 году на месте, где заканчивался город и начинался бесконечный Сибирский тракт. В то время Арские поля отделялись от города оврагом, через который был перекинут мост, за ним находилась Сибирская застава. Здесь шли декабристы, Радищев, Герцен, Чернышевский и многие другие известные люди российской истории. А сама церковь известна тем, что в юности в ее хоре пел сам Федор Шаляпин. |