Старо-Татарская слобода того времени была застроена большими домами. Непременным атрибутом каждого дома были печь, расстеленные по полу циновки и нары вдоль стен. Дома в Старо-Татарской слободе строились в глубине двора так, чтобы фасадом своим не выходить на улицу. Были в Старо-Татарской слободе того времени и мечети. Мечети строились в виде прямоугольной избы, покрытой двускатной крышей с восьмигранным минаретом, увенчанным таким же восьмигранным шатром с высоким шпилем и мусульманским полумесяцем, смотрящем рожками вверх. Строились мечети обязательно на возвышенной местности, а также в местах пересечения улиц. Делалось это для того, чтобы мечети были хорошо видны верующим. |
Сапожное дело В начале 18 века, в самом конце Захарьевской улицы образовалось слободка обувщиков-кожевенников. По летописным источникам это место соответствует точке пересечения современных улиц Казани: Кунче, Сафьян, Марджани, Насыри, Тукая. Можно заметить, что доказательством существования слободки кожевенников, изготавливающих обувь, являются сами названия улиц. Например, сафьян это сорт кожи, а "кунче" на татарском языке означает кожевенник. |
Петр I и снос мечетей В 1713 году Петр Великий издал указ, цель которого – подстегнуть крайне медленно идущий процесс добровольного обращения мусульман в православную веру в Казанском крае. «Добровольного» сказано, конечно, с натяжкой, поскольку некрещеным титулованным и служилым татарам, имеющим крещенных крепостных людей - крестьян или дворовых, предлагалось или креститься, или лишиться своих крепостных . Указ Петра 1 мало кого подвигнул в слободе к принятию православия, поэтому новый его указ от 1720 года был обращен уже к простому, не обремененному поместьями и вотчинами люду. За крещение сулилось освобождение на три года от податей и повинностей и иные льготы. Кое-кто из жителей слободы польстился на такие условия, однако результаты в целом были также неутешительны. |
Пожары и возникновение Новой слободы Казань часто охватывали пожары, так в 1749 году возникший пожар частично пожег строения Старо-Татарской слободы. В сохранившемся журнале «Деятель» за 1898 год есть сообщение о том, что после этого пожара часть жителей, а именно 82 татарских двора, покинули границы Старо-Татарской слободы, и перебралось за ее пределы, образовав Ново-Татарскую слободу. Место нового поселения находилось за западными границами Старо-Татарской слободы. Называться оно стало Ново – Татарской слободой, и 1749 год можно считать датой её образования. Переселенцы начали осваивать новые места и первым делом построили деревянную мечеть. Через какое-то время часть их вернулась на территорию Старо – Татарской слободы, остальные же навсегда утвердились на новом месте. |