Старо-Татарская слобода
Уникальный исторический памятник Казани
Старо - Татарская слобода - одна из главных исторических достопримечательностей Казани, расположенная в центре города. Слобода тоже условно делится на 3 исторических части, северную (деловую), центральную (культурно-жилую) и южную (промышленную). Центральная часть, в отличии от северной и южной, сохранила уникальный ансамбль национальной татарской архитектуры. Здесь располагались здания различных купцов и фабрикантов. Множество зданий было отреставрировано к празднованию 1000-летия Казани в 2005 году. Так же проводились работы по благоустройству в 2013 году. На сегодняшний день Старо-Татарская слобода является одним из главных мест для посещения гостями Казани, а также излюбленным объектом для прогулок жителей города.

INKAZAN
После завоевания города Иваном Грозным лояльные новой власти казанцы были переселены за посадскую стену, где и сформировалась Татарская слобода, ставшая на несколько веков центром татарской жизни в Казани.

Старо-Татарская слобода впервые упомянута летописными источниками в 1566-1568 годах. В летописях говорится, что есть за проливом Булаком Татарская слобода, расположенная на берегу озера Кабан. Писцовые книги говорят, что Татарская слобода была отделена дорожкой от огородов, на которых воеводы и дьячки выращивали овощи. В 16 веке Старо-Татарская слобода становится большим поселением. Летописец утверждает, что к тому времени в Старо-Татарской слободе было «четыре двора боярских да приказчицких и сто пятьдесят дворов, где жили татары и чуваши».

Старо-Татарская слобода того времени была застроена большими домами. Непременным атрибутом каждого дома были печь, расстеленные по полу циновки и нары вдоль стен. Дома в Старо-Татарской слободе строились в глубине двора так, чтобы фасадом своим не выходить на улицу. Были в Старо-Татарской слободе того времени и мечети. Мечети строились в виде прямоугольной избы, покрытой двускатной крышей с восьмигранным минаретом, увенчанным таким же восьмигранным шатром с высоким шпилем и мусульманским полумесяцем, смотрящем рожками вверх. Строились мечети обязательно на возвышенной местности, а также в местах пересечения улиц. Делалось это для того, чтобы мечети были хорошо видны верующим.
Врач, ботаник, этнограф, историк, археолог и нумизмат. Профессор и ректор Императорского Казанского университета.
Карл Фукс
В 18 веке в Старо-Татарской слободе было уже четыре мечети построенных из дерева. Исследователь казанских татар Фукс - в своих воспоминаниях пишет, что при мечетях были устроены начальные школы (мектебе). При больших соборных мечетях устраивались медресе (высшие школы) для обучения мальчиков с 8 до 14 лет. Поскольку девочки не могли учиться в медресе вместе с мальчиками, то их обучали в доме муллы, и учителем девочек была его жена.
Урок в сельском медресе
Если свериться с данными переписной книги, то в 1646 году в Казани проживало примерно 20 тысяч человек, из них насчитывалось примерно 6 тысяч татар, которые в основном проживали в Старо-Татарской слободе. Слобода разрасталась, и в начале 17 века стену северной ее границы пришлось расширять, появилась в посаде третья стена, которая проходила в районе современной улицы Камала. С южной стороны Старо-Татарскую слободу окружали огороды села Плетени, которое в 17 веке перешло под управление Спасо-Преображенского монастыря. Западная граница Старо-Татарской слободы 17 века проходила там, где сейчас располагается улица Тукая, а улица Ш. Марджани можно считать ее восточной окраиной. Старо-Татарская слобода того времени представляет собой некий клубок из маленьких улочек, переулков и тупиков, возникших по причине стихийной застройки. Центральная улица Старо-Татарской слободы – Захарьевская (современная К.Насыри) считалась самой красивой в слободе. Здесь проживали татарские аристократы и богачи.
Сапожное дело
В начале 18 века, в самом конце Захарьевской улицы образовалось слободка обувщиков-кожевенников. По летописным источникам это место соответствует точке пересечения современных улиц Казани: Кунче, Сафьян, Марджани, Насыри, Тукая. Можно заметить, что доказательством существования слободки кожевенников, изготавливающих обувь, являются сами названия улиц. Например, сафьян это сорт кожи, а "кунче" на татарском языке означает кожевенник.
Петр I и снос мечетей
В 1713 году Петр Великий издал указ, цель которого – подстегнуть крайне медленно идущий процесс добровольного обращения мусульман в православную веру в Казанском крае. «Добровольного» сказано, конечно, с натяжкой, поскольку некрещеным титулованным и служилым татарам, имеющим крещенных крепостных людей - крестьян или дворовых, предлагалось или креститься, или лишиться своих крепостных . Указ Петра 1 мало кого подвигнул в слободе к принятию православия, поэтому новый его указ от 1720 года был обращен уже к простому, не обремененному поместьями и вотчинами люду. За крещение сулилось освобождение на три года от податей и повинностей и иные льготы. Кое-кто из жителей слободы польстился на такие условия, однако результаты в целом были также неутешительны.
Пожары и возникновение Новой слободы
Казань часто охватывали пожары, так в 1749 году возникший пожар частично пожег строения Старо-Татарской слободы. В сохранившемся журнале «Деятель» за 1898 год есть сообщение о том, что после этого пожара часть жителей, а именно 82 татарских двора, покинули границы Старо-Татарской слободы, и перебралось за ее пределы, образовав Ново-Татарскую слободу.

Место нового поселения находилось за западными границами Старо-Татарской слободы. Называться оно стало Ново – Татарской слободой, и 1749 год можно считать датой её образования. Переселенцы начали осваивать новые места и первым делом построили деревянную мечеть. Через какое-то время часть их вернулась на территорию Старо – Татарской слободы, остальные же навсегда утвердились на новом месте.
Значительному развитию Ново-Татарской слободы способствовало ослабление русификаторской политики. Указ от 1763 года разрешил татарским купцам и даже служилым татарам вести торговлю по всей России, а в 1764 году была упразднена Новокрещенская контора. Указ от 1773 года «О веротерпимости» дал право на осуществление всем имеющимся религиям в России.

Возможность самоуправления жители обеих слобод получили в 1782 году, когда была учреждена Татарская ратуша. В ее ведении находились купеческое и мещанское сословия Казани. В это же году учредили муфтиат.

В Ново-Татарской слободе появились свои крупные купцы и наибольшие поначалу промышленные производства, что подняло уровень её экономического развития. К началу XIX века обе слободы уже представляли единый очаг татарской культуры в Казани.
Императрица
Екатерина II
Екатерина II, в чье царствование были изданы вышеперечисленные указы, звалась казанскими татарами «Бабушкой Царицей». Почитали ее еще и за то, что будучи в Казани в мае 1767 года, она разрешила строить новые каменные мечети со школами при них. Первые мечети появились сначала в Старо – Татарской слободе, а в начале XIX века украсили новые мечети и территорию Ново – Татарской слободы. Продолжая расти и крепнуть на протяжении XIX века и первых десятилетий XX века, Ново – Татарская слобода представляла собой экономическим и культурно развитый район города. По сведениям Р.Салихова и Р.Хайрутдинова, здесь насчитывалось около 400 купеческих, мещанских и крестьянских домов с населением в четыре тысячи человек.
В советский период, а также частично после него, небольшие деревянные дома и здания, не имеющие архитектурно-исторической ценности, в слободе (особенно на западе её центральной части и у улицы Татарстан) были снесены и застроены многоэтажными жилыми домами («хрущевками» и «брежневками»). В то же время в слободе сохранилось до настоящего времени настолько много примечательных зданий, что это позволяет ей оставаться комплексной достопримечательностью, предметом гордости горожан и обязательного посещения гостей города и туристов. В 1992 году слобода получила статус архитектурно-исторической заповедной территории.
Использованы материалы: rg.ru, ru.wikipedia.org, cyberleninka.ru, photokzn.ru
Made on
Tilda