Подпишись на нас в Яндекс.Новости
Карточки
Фото: Pixabay.com

Недоступные школы и гречка с червями: в Казани обсудили проблемы детей-инвалидов

Единицы доступных школ для детей инвалидов, нехватка тьюторов, и отсутствие социальной ипотеки для родителей. В рамках круглого стола в Госсовете РТ обсудили главные проблемы детей с ограниченными возможностями.
Сегодня в Татарстане живут 15 243 детей с инвалидностью, это почти 2% от общего числа несовершеннолетних. В 2019 году категория «ребенок-инвалид» впервые была установлена 1 850 детям (30%), повторно – 4 303 детям (70%). Лидирующее положение по причинам первичной инвалидности занимают психические расстройства и расстройства поведения. Их доля составила 30%. Второе место принадлежит болезням нервной системы, на третьем месте - врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения.
1
Единицы доступных школ

В Татарстане всего 326 школ оборудованы для детей инвалидов по программе доступная среда. «Условия созданы, но проблема все равно сохраняется», — заявила Гузель Удачина, уполномоченный по правам ребенка в РТ.

«Если говорить прямым текстом, то полностью доступных школ у нас единицы. Нужно, чтобы дети в школах могли пользоваться обоими этажами, а не только первым», — отметил депутат Рифат Ганибаев.

При этом Удачина заявила, что количество детей, обучающихся в коррекционных учреждениях не уменьшается.

«Оттока детей из коррекционных, специализированных, образовательных учреждений нет. Нужно понять, в чем причина. Наверное, есть желание родителей, чтобы дети обучались в тех учреждениях, которые 100% готовы работать с такими детьми. Но, тем не менее, если мы говорим об общем правиле обучения детей в рамках инклюзивного образования, для нас это определенный звонок, что нужно сделать, чтобы пошел правильный перекос в пользу массовых школ. Возможно, где-то что-то не дорабатываем», — сказала Удачина.

При этом представители общественных организаций отметили, что если в школе есть контроль качества образования, то когда педагог приходит домой, очень сложно отследить, что происходит. Также на заседании заявили, что в Казани необходимо открыть коррекционную школу для самых «сложных» детей -сегодня в городе нет полноценного учреждения, инклюзивное образование получают в рамках отдельных классов при общеобразовательных учреждениях.

Фото: pixabay.com
2
Социальная ипотека

Вопрос обеспечения жильем семей с детьми-инвалидами продвигается очень медленно. Сегодня такие родители просят разработать специальную программу, чтобы они могли брать социальную ипотеку под меньший процент.

Сейчас программа социальной ипотеки в Татарстане формируется в Госжилфонда при главе РТ (ГЖФ). Но вся трудность состоит в том, что в жилищном кодексе нет отдельной категории «семья с ребенком-инвалидом», или «многодетная семья», поэтому особые условия для них не предусмотрены.

На протяжении нескольких лет идет разработка соответствующего законопроекта, где планируется обозначить всех льготников по получению жилья, однако процесс до сих пор затягивается, заявила представитель минстроя РТ.

Сегодня у семей, которые испытывают жилищные трудности, есть возможность попасть в программу соципотеки по ходатайству главы района.

Фото: inkazan.ru
3
Гнилая капуста и гречка с червяками

«Вопрос качества школьного питания для детей-надомников (дети, которые получают образование на дому - Inkazan), которые получают школьный паек, не решится в полном объеме до тех пор, пока мы не перейдем на денежную выплату», — считает Надежда Титова, руководитель региональной общественной организации родителей детей-инвалидов РТ «Забота».

Сегодня Федеральный закон это позволяет. «Все видели этих червей, эту плесень и качество продуктов», — отметила Титова, рассказывая о пайках.

«Это все зависит от самосознания - как родитель может быть бессознательным, так и кухработник», — заявила Алсу Асадуллина, заместитель министра образования РТ.

Но, по мнению руководителя общественной организации, директора школы не должны заниматься покупкой гречки - школа должна заниматься образованием. Один директор справился с этим, другой не справился, а поставщик опять принесет гнилую капусту, которая опять попадет к детям, сказала она.

Фото: inkazan.ru
4
Социальное обеспечение

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) также остается одним из серьезных вопросов. Не дождавшись их от государства, люди сами покупают все средства: инвалидные коляски, слуховые аппараты, синтезаторы речи. Но главная проблема - в сроках возмещения за такую покупку. По закону это 2 месяца, а на деле доходит до полугода. Как можно решить этот вопрос, пока не известно.

Актуальной является и проблема лекарственного обеспечения, обеспеченности специалистами в сфере оказания медицинской помощи детям, получения качественных средств технической реабилитации и сроков их поставки, организации летнего отдыха детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина напомнила, что с 1 июля ежемесячная выплата родителям детей-инвалидов составит 10 тысяч рублей. Сейчас компенсация — 5500 рублей в месяц. То есть сумма увеличена почти в два раза.

Фото: pixabay.com
5
Нехватка тьюторов

Собравшиеся отметили, что в Казани не хватает тьюторов - специалистов в области образования, сопровождающих детей на пути индивидуального развития.

По их мнению, сегодня стоит вопрос не только обучения тьюторов, но понимания, кто это такие, какое у них должно быть образование. Согласно новому постановлению и законодательству, ими могут быть только люди с высшим педагогическим образованием. Но от обычных учителей их зарплата отличается не в лучшую сторону, а нагрузка в разы выше.

«Ставится вопрос, чтобы разрешить работать людям со средним образованием и студентам, которые получают среднеспециальное педагогическое образование», - отметили на заседании.

Фото: pixabay.com