Posted 20 августа 2016,, 23:53
Published 20 августа 2016,, 23:53
Modified 11 сентября 2022,, 18:04
Updated 11 сентября 2022,, 18:04
Из одиннадцатилетних детей получаются прекрасные футурологи. Они с легкостью могут представить и описать страшную техногенную катастрофу, тысячелетнее забвение и визит инопланетян на давно необитаемую Землю. В случае же, если с Землей все будет в порядке, и мы отойдем в мир иной своим чередом, то,что от нас останется, будут изучать наши земные, хотя и употребившие уже эликсир бессмертия, археологи… «А зачем им-то надо было, а что они с этим делали, неужели они на этом ездили?!»
В выставочном зале «Манеж» Казанского кремля открылась выставка творческого дуэта Recycle Group «Археология будущего». Окаменевшие полки супермаркета, барельефы горожан в римских тогах с бутылками прохладительных напитков, брикеты прессованых панелек доисторических телефонов Siemens и Nokia — экспонаты выставки представляют собой художественно оформленные останки эпохи. Пластиковый скелет нашей цивилизации, который откопают, опишут и выставят на всеобщее обозрение в краеведческом музее будущего.
Совместный проект музея-заповедника «Казанский кремль» и московской галереи «Триумф» представляет работы краснодарских художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова.
Их творчество лежит в двух плоскостях: идеи и технологии. Технологии — разнообразные и современные, вроде высокоточного литья пластмасс. Идеи — многочисленные и глубокие, от проблем общества массового потребления до «кто виноват и что делать». Ироничное отношение художников к этим проблемам тоже есть продукт современности, нынче ирония в моде. При совмещении этих плоскостей образуется очередной полиуретановый артефакт нашей эпохи.
Название Recycle Group не случайно, всё творчество художников так или иначе связано с recycle. Классические барельефы «возвращаются в оборот, повторно используются», показывая нас с вами в момент субботнего посещения супермаркета. Мусорные баки, будучи сами по себе вместилищем многих смыслов, обретают человеческие лица. Робот Бендер из «Футурамы» находит свое новое призвание — быть Буддой. Не поиск новых источников, а переработка произведенного и утилизированного.
Отдельного внимания заслуживают эскизы будущих и уже воплощенных проектов, позволяющие оценить полет мысли юных дарований. Например, идея экспонирования плоскостного произведения искусства с грустным содержанием, вроде «Бурлаков на Волге». Художники Recycle Group предлагают нарисовать картину на поролоне, куда постоянно подается вода, а сверху разместить вал, который, периодически прокатываясь по поролоновому полотну, будет отжимать воду. «Искусство как картридж, сменное. Его постоянно отжимают, извлекая новый смысл. А вытекает постоянно вода».
Recycle Group образовалась в 2008 году. За это время творчество Блохина и Кузнецова уже получило многочисленные положительные оценки, среди которых премия Кандинского в номинации «Молодой художник» и участие в самой престижной выставке современного искусства — Венецианской биеннале. Работы группы находятся во многих государственных и частных коллекциях. Выполненные в «камне» скульптуры и инсталляции с фотографической точностью иллюстрируют нашу жизнь.
И если в «Археологии будущего» мы видим гипотетическое отражение текущей эпохи массового потребления, то, например, в «Paradise Network» или «Conversion» находит отражение эпоха цифровая, оставляющая материальные свидетельства виртуальной жизни.
Одни говорят, что постмодернизм клонится к закату, другие — что он уже давно закончился. Общество потребления переработало всё, даже отходы. Пора двигаться дальше.
Выставка «Археология будущего» в ВЗ «Манеж» Казанского Кремля до 15 сентября.