Posted 17 ноября 2017,, 17:02

Published 17 ноября 2017,, 17:02

Modified 11 сентября 2022,, 18:21

Updated 11 сентября 2022,, 18:21

Куда уходят мечты? Несбывшиеся проекты Ильсура Метшина

17 ноября 2017, 17:02
Архитекторы шутят, что лучшим проектом является тот, что спроектирован, оплачен заказчиком и не построен.

1. Конгресс-холл (2014 год)

Похожий на гигантскую ракушку Конгресс-холл планировалось возвести в многострадальной Адмиралтейской слободе. Казани, как третьей столице России, требовалась концертная площадка, соответствующая статусу города. Местом строительства мог стать берег Казанки, неподалеку от островка памятника Павшим воинам. Площадь участка под здание могла составлять 20 тысяч кв. метров. В проекте были также гостиница, подземный паркинг на 3 тысячи мест, смотровая площадка, а также зал вместимостью 4,5 тысячи человек.

Метшин поручил вынести идею на общественное обсуждение и провести международный конкурс на разработку проекта конгресс-центра. Проект представляла швейцарский архитектор Станислава Бошкович.

Идею постройки поддержали архитектор Хосе Асебильо (с этим человеком в Татарстане советовались по ряду крупных проектов), главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, глава Госкомитета по туризму Татарстана Сергей Иванов. Новостей об организации общественного обсуждения и конкурса на разработку проекта нет с 2014 года.

Кировский район болел разговорами о гигантских проектах в бытность службы там протеже Метшина – Дамира Фаттахова. Тогда говорили о реновации Адмиралтейской слободы, установке статуи Хранительницы на Волге от Даши Намдакова, любимого архитектора первого президента РТ Минтимера Шаймиева, обустройстве Лебяжьего озера. Из всех многочисленных проектов лишь удалось осушить Лебяжье. Сейчас, по словам сотрудников мэрии, озеро заполняется водой. С уходом из Кировского района Фаттахова ушли и большие прожекты.

2. Канатные дороги (2013-2017 годы)

Идею постройки канатных дорог в городской среде казанские чиновники подсмотрели в каталонской (или испанской, или испанско-каталонской) Барселоне. Этот город — кумир для многих в доме №1 по улице Кремлевской.

Проектов маршрутов для казанской канатки за последние годы было очень много: от Казани до Верхнего Услона и Иннополиса, от НКЦ «Казань» до «Татнефть Арены», от ГТРК «Корстон» до «Казань Арены». Был даже утвержден последний маршрут. За дорогу взялось ООО «НПО Гулливер».

2 июня 2016 года исполком Казани поручил подготовить проект планировки и межевания территории под «канатку». Длина дороги — 2,1 километров, время в пути — 7 минут. Для дороги планировалось установить 9 опор, максимальная высота которых достигает 48 метров. Пассажиров хотели перевозить в 86 кабинах. Планировалось, что пропускная способность составит 2,5 тысяч человек в час. Стоимость проекта оценивали в €14,7 миллионов.

Летом 2016 года стало известно, что реализация канатной дороги в Казани «подвисла». Причина — объект располагается в охранной зоне Казанского Кремля.

27 января 2017 года в ходе коллегии татарстанского минтранса, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин заявил, что казанская канатная дорога будет построена в течение текущего года. До конца 2017-го остается 1,5 месяца.

К стыду шефов Казани, проект канатной дороги был реализован в соседней Нижегородской области. Там люди ездят через Волгу из центра Нижнего Новгорода в центр города Бор.

3. Национальная библиотека РТ (2007 год)

Первым гигантским и нереализованным проектом Метшина стала новое здание национальной библиотеки РТ. Ее предложили возвести на холме, где находится памятник Муллануру Вахитову. Проект голландского архитектора Эрика ван Эгераата и его бюро EEA победил на конкурсе управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани.

В проект застройки квартала входила не только библиотека. Предполагалось, что там будут площади под коммерческие объекты. По словам Эгераата, общий объем инвестиций — $300 миллионов. Из них 80 миллионов отведут на нацбиблиотеку республики. Голландский архитектор представил два здания в виде распахнутой книги. В холме он планировал разместить книгохранилище.

В январе 2009 года стало известно о банкротстве Эгераата. Сообщается, что архитектор выставил дополнительные условия, которые привели к удорожанию строительства. В том же году постановление казанского исполкома о предварительном согласовании места размещения зданий признали утратившим силу. В 2010 году архитектор дал интервью изданию «Бизнес Online». В общении с журналистом он намекнул, что надеется на реализацию проекта библиотеки.

В 2015 и 2016 годах проекты застройки территории возле памятника Вахитову представляли архитектурные бюро из Турции и Голландии. Размещением на участке национальной библиотеки они не заинтересовались.

4. Город на воде (2007 год)

Один из самых грандиозных проектов Метшина — строительство «города на воде». Власти города решили перекрыть, в прямом смысле, успех проектов ЖК «Панорамы» и ЖК «Берег». Поскольку земли для застройки на том участке правого берега Казанки не осталось, ее решили намыть, дабы перед уже существующими строениями вознеслись новые. В те годы засыпка городской речки была одним из самых модных трендов.

Проект в феврале 2007 года представило Метшину и Шаймиеву американское архитектурное бюро NBBJ. Сообщалось, что «Миллениум Зилант Сити» проведет тендер с привлечением российских и зарубежных проектировщиков.

По проекту здания должны были расположиться на островах, их разделяли бы каналы. Помимо домов, должны были появиться многоуровневые паркинги. Ленинскую дамбу американцы предложили превратить в раздвоенную развязку и построить два моста — пешеходный и автомобильный.

В 2008 году муниципальный девелопер ОАО «Миллениум Зилант-Сити» объявил о начале строительства. На 320 га намытой земли планировалось возвести жилые комплексы и коммерческую недвижимость. Заявлялось, что проект станет «оппозицией» берегу реки с историческими зданиями. Заявленная площадь недвижимости — 4,2 миллиона кв. метров.

Зимой 2009 года Казанка воспротивилась насилию над ней и подтопила намытую землю, но власти не пошли на поводу у природы и поручили засыпать бунтующую речку снова. Доктор биологических наук, завлабораторией водных экосистем КФУ Нафиса Мингазова сообщила, что первая попытка намыва территории рухнула. На эти цели потратили свыше 260 миллионов рублей.

Генеральный директор «Миллениум Зилант Сити» Олег Ледовских поспорил с Мингазовой. «Считаю, что в преддверии Универсиады органы СМИ должны сплачивать общественное мнение, настраиваясь на активную совместную работу по облагораживания облика города, а не дискредитировать градостроительную политику и ключевые проекты», — заявил он в письме «Бизнес Online». В ответ Мингазова заявила, что у проекта нет заключения государственной экологической экспертизы и других документов.

В октябре 2010 года Метшин дал интервью финансовому журналу Euromoney. В нем он заявил, что намыв земли на Казанке продолжается, а строительство ведется в соответствии с требованиями NBBJ. В 2011 году стало известно, что проект заморожен в связи с кризисом. В 2012 году «Миллениум Зилант Сити» был ликвидирован. Казанка победила.

5. Казанский зооботсад

2007 год был насыщен заявлениями о мега-проектах в Казани. Один из них – «хрустальная стрекоза» с 2 парами крыльев, распластавшаяся по берегам озера Кабан. И обошлась бы эта стрекоза городу в $110 млн на две очереди строительства, которыми дело бы не обошлось. Разработал проект британский институт «Аткинс». В то время зоопарк находился в плачевном состоянии, впрочем, в таком же, как и сейчас. Ведь строительство новой части зооботанического сада, начавшееся после того, как ситуацию взял под контроль глава РТ Рустам Минниханов, еще продолжается. После того, как начал действовать Минниханов, оказалось, что Казань способна справиться своими силами. Ведет стройку казанская компания, реализуя разработку местного проекта. Открытие ожидается не ранее 2018 года. В старой части зоосада дела обстоят по-старому: она напоминает гетто для животных. Но ей тоже предрекают реконструкцию.

«Аткинс» вышел на казанскую сцену после конкурса мэрии среди девелоперских компаний. Его выиграло ЗАО «Инвестсити», которое и привлекло англичан. Стоимость тендера составила 14,5 миллионов рублей.

Директор «Инвестсити» Игорь Моисеев тогда отказался раскрывать изданию «Коммерсант» стоимость заказанного проекта, заявив, что «она должна остаться между «Аткинсом» и нами». Однако счет реализации зоопарка шел на очень щедрые суммы — в миллионах долларов. Например, первый этап реконструкции оценили в $30 млн. Еще $80 млн — на семейный ТРЦ, входящий в комплекс «стрекозы».

Чтобы на карте Казани появилось гигантское насекомое, нужно было всего ничего — найти инвестора. Именно этот этап сломал стрекозе крылышки. Желающего вложить деньги в создание зоопарка, который бы обслуживал по 1 миллиону посетителей в год и работал бы 365 дней в году, не нашлось.

В ноябре 2007 года этот проект презентовал член правления Зоологического общества Лондона Брайан Бертрам. Он пообещал подарить городу нескольких экзотических животных. В 2015-2016 году подарить животных для зоопарка по инициативе руководства республике вызвались чиновники. Метшин сообщил, что купил семейство из 7 зебр (судя по количеству, одной лошадке придется холостяковать). Однако загадка, где сейчас эти зебры, когда они приедут в Казань, а есть ли они вообще, остается неразгаданной.

6. Медленное развитие скоростного транспорта

Путешествуя по миру, казанские чиновники во главе с Метшиным впитывают самые прогрессивные идеи городов, которые большая часть казанцев видела только на открытках. Один из таких городов, например, столица Колумбии — Богота. Сотрудников казанской администрации поразил тамошний скоростной автобус. Скорость в разрезе общественного транспорта всегда будоражила умы власть имущих. Однако по факту реализовать удалось только маршрут трамвая с повышенными скоростными характеристиками — №5 от вокзала до ЖК «Солнечный город». Хотя и по нему планы были более грандиозными.

В 2009 году гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов анонсировал появление первого в Казани скоростного трамвая. Скорость состава — не менее 80 км/ч. Планировалось, что маршрутная сеть охватит все Большое Казанское кольцо. Последние планы по замыканию нового участка с трамвайной линией от вокзала до поселка Борисково анонсировались 2015 годом. В 2016 году в исполкоме сообщили, чтобы охватить даже Малое кольцо надо строить путепровод от жилого комплекса «Солнечный город» до улицы Тульская.

Еще одно обещание касательно скоростного трамвая — рельсы до жилого района «Салават Купере». В апреле 2017 года советник мэра Казани Владимир Фомин заявил, что сеть запустят в конце года. Остается 1,5 месяца, но работы еще не начаты.

Интересно, что к проекту городской электрички – еще один вид скоростного транспорта – команда Метшина относится без энтузиазма. По заявлениям республиканских властей, в Казани могло бы появиться Ж/Д-кольцо протяженностью в 48 км, идущее по маршруту «Казань» (центральный железнодорожный вокзал), Лагерная, Новое Аракчино, остановочная платформа «787 км» (озеро Лебяжье), станция «Казань-2», остановочные платформы «Компрессорная», «Метро Аметьево» до станции «Вахитово». О проекте регулярно вспоминают в последнее время, например, в свете транспортной изолированности ЖК «Салават Купере». Однако ясности нет и по сей день.

В исполкоме Казани городскую электричку характеризуют как малоактуальный для города проект. Казанцам, не имеющим личных авто, пока остается ежедневно довольствоваться сомнительными прелестями городских автобусов и, безусловно, комфортного трамвая №5 (если посчастливится сесть в новый двусоставный вагон).

7. Метро на «Казань Арену»

Жители Казани к Универсиаде-2013 получили 3 новых станции метро: «Авиастроительная», «Северный вокзал» и «Яшьлек». Именно тогда подземка перестала быть для горожан экзотикой и аттракционом разового посещения, превратившись в полноценный общественный транспорт. Футбольный чемпионат 2018 года принес горожанам новую надежду – метро в Ново-Савиновский район.

В 2013 году анонсировали целых 5 станций, которые начинались бы от Московского рынка, то есть, от уже существующей «Яшьлек». Глава «Казметростроя» Марат Рахимов говорил, что от нее даже построили специальный съезд, чтобы соединить со второй линией подземки. Метростроевцы обещали 5 станций за 5 лет при одном условии — исправном финансировании. А именно его то и не было.

Метшину метро к стадиону было не нужно, поэтому он не лоббировал на республиканском уровне этот проект, чтобы региональная казна попыталась изыскать средства. В 2014 году он давал поручение проработать вопрос с продлением метрополитена до «Салават Купере». Но после одного единственного заявления этот вопрос не поднимали. Комплексу обещали и скоростной трамвай, и дорогу-дублер Горьковского шоссе, и городскую электричку. Пока пущен только микроавтобус до Юдино: от ЖК до детской поликлиники. Когда откроется медучреждение на территории комплекса, автобус, судя по всему, отменят.

Вторая линия метро не просто не начата, еще не завершена стройка на первой ветке. В Казани с 2015 года продолжается активная фаза возведения ее конечной станции — «Дубравной». Сроки ее открытия переносили не раз. Ясности со второй линией так и нет. Хотя в ноябре 2015 года был объявлен тендер на проектирование трех перегонов и четырех станций: «Сахарова», «Ломжинская», «10-й микрорайон» и «Фучика» на 642 миллиона рублей. Вся ветка должна протянуться через Советский район до Ново-Савиновского и Авиастроительного районов. Inkazan подсчитал, что если такие темпы строительства сохранятся, то срок строительства второй ветки казанского метро составит 123 года. Получается, что только правнуки ныне живущих молодых людей получат возможность доехать по ней из точки А в точку Б. Вот такая футуристическая фантастика.

"