Posted 8 июня 2023,, 10:22

Published 8 июня 2023,, 10:22

Modified 8 июня 2023,, 10:24

Updated 8 июня 2023,, 10:24

Чем пахнут казанцы: рынок парфюмерии после ухода зарубежных брендов

Чем пахнут казанцы: рынок парфюмерии после ухода зарубежных брендов

8 июня 2023, 10:22
Фото: 1MI
Несмотря на то, что духи не являются первой необходимостью, они всегда пользуются спросом. Даже в период экономического спада люди не отказываются от этой маленькой роскоши. Как живет парфюмерный бизнес России после ухода западных марок — в материале Inkazan.

Парфюмерная индустрия в Казани

Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) сообщил, что в 2022 году россияне приобрели 85,5 млн флаконов духов, потратив на них более 140 млрд рублей. Несмотря на кризис, эта сумма на треть превышает затраты на парфюмерную продукцию в предыдущем году.

По словам руководителя товарной группы «Духи» ЦРПТ Кирилла Волкова, в 2022 году большинство покупателей выбрали духи, произведенные в России. Они составили 60,7% от общего объема продаж, что на 2,5% больше, чем в 2021.

В Татарстане одним из игроков рынка является компания «Фирма 17», семейный бизнес был создан двумя братьями — Константином и Сергеем Кострик — в 1993 году. Через 10 лет они открыли сеть парфюмерно-косметических магазинов Раrfume Leader. Еще спустя 13 лет Константин создал свою торговую марку Parfums Constantine — первым продуктом стала коллекция, состоящая из шести женских и шести мужских ароматов.

«Самая высококонкурентная ниша это масс-маркет, при этом здесь практически нет брендов. В этом плане здесь проще побороться за сердца и носы покупателей», — совладелец «Фирмы 17» Константин Кострик.

По его словам, если и решаться производить парфюмерию самостоятельно, важно учитывать — выгодно это будет только тогда, когда количество продукции превысит десять тысяч штук. Это позволит достичь оптимальной себестоимости одного флакона духов или другого парфюмерного средства. Однако выпускать такие партии могут компании, уверенные в успешной реализации всего тиража.

«Мы могли сразу обкатывать это в собственной сети, видеть продажи, понимать, какие мы ошибки сделали. Весь предыдущий опыт позволил нам пройти это путь практически без ошибок», — сказал он.

Сейчас прибыль «Фирмы 17» составляет 35 млн рублей при годовом обороте в 1 млрд. Над идеей одного аромата работает целая творческая группа, рассказывает Константин. После разработки аромата, в команду входят другие специалисты: дизайнеры, менеджеры, маркетологи.

«Все производство, начиная от шрифта на коробке, заканчивая композицией внутри флакона, всё подчинено единой концепции», — сообщил основатель бренда.

Далее производство переходит на казанскую фабрику «Аромат» — на ней изготавливается почти 40% всей отечественной парфюмерии.

Самым популярным продуктом бренда является Ice Queen. Запах этих духов, пишет производитель, напоминает прохладную родниковую воду. Название парфюм получил в честь бриллианта в 40 карат, который нашли в Африке — драгоценный камень был таким чистым, что его можно было потерять в ведре со льдом.

Крупные парфюмерно-косметические сети являются главным каналом продаж духов. Они реализуют 70% всей продукции, 20% распространяется через классическую розницу, еще 10% — через маркетплейсы. По словам игроков рынка, духи — тот товар, который в большинстве случаев приобретают незапланированно.

Вызовы и препятствия: парфюмерный бизнес в условиях санкций

Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин говорит: проблемы в индустрии парфюмерии особо не отличаются от других отраслей. Это прежде всего финансы, кадры и компетенции. Хотя парфюмерия — одно из направлений, на которые не сильно повлияли санкции, последствия сложившейся политической ситуации дали о себе знать подорожанием логистики.

Приобрести такие ингредиенты и комплектующие как стекло, упаковку и спирт — обычное дело, на отечественном рынке все это представлено в большом количестве. Но отдушек, важного компонента любой парфюмерной композиции, в России нет.

«Это достаточно серьезно по некоторым направлениям удорожало продукцию. Естественно в этот промежуток времени стали выставлять другие условия для покупателей — наших производителей — по компонентной базе. Если раньше можно было авансом все взять, то теперь в подавляющем большинстве случаев надо вносить предоплату», — сказал Катырин.

Так, например, на предприятии «Химсинтез» в Красноармейске, чтобы выпустить около 18 миллионов флаконов в год, на покупку французских отдушек тратят миллионы евро.

Кроме того, в России очень мало парфюмеров. По мнению экспертов, вопрос нехватки кадров может быть решен, если увеличится инвестирование в отрасль. Привлечь инвесторов, считают игроки рынка, можно сокращением административных нагрузок на этот бизнес.

Сегодня у министерства промышленности и торговли РФ имеются две программы поддержки парфюмерной индустрии — малотоннажная химия и импортозамещение.

«Для нас самая главная задача — это поиск партнеров для наших производителей, парфюмеров, косметологов, поиск партнеров внутри страны, в дружественных странах, организация бизнес-миссий по этому направлению», — сказал Катырин.
"