Posted 19 января, 20:57

Published 19 января, 20:57

Modified 19 января, 20:59

Updated 19 января, 20:59

Метель в Татарстане

Как Татарстан пережил непогоду

19 января 2024, 20:57
Фото: inkazan.ru
Метель в Татарстане
Уходящая неделя запомнится татарстанцам.

Заживо погребенные: метель в Татарстане

После крепких холодов, сковавших Татарстан в новогодние праздники, на этой неделе в республику пришло потепление. А вместе с ним — сильный ветер и обильные снегопады. Метет и в соседних регионах, но Татарстан оказался в эпицентре того, что иначе как снежным апокалипсисом не назовешь.

С понедельника по пятницу в республике перекрывали движение по трассам из-за практически нулевой видимости — небольшая передышка и кусочек светлого неба появились лишь в четверг. Ежедневно происходили сотни ДТП. В особо непогожие дни задерживался вылет и прилет рейсов в аэропорты региона.

Не обошлось и без коммунальных катастроф: в Чистополе несколько раз прорывало водопровод, без воды оставались целые микрорайоны в то время как по улицам текли реки. В итоге глава Татарстана Рустам Минниханов поручил проработать вопрос передачи частного «Чистополь-Водоканала» республике.

Самым тяжелым днем оказалась пятница: полностью закрытые трассы М-7 и М-12 — и пытающиеся спасти застрявших водителей сотрудники МЧС, задержки рейсов в аэропорту, Казань в 10-балльных пробках — жители то и дело своими руками выталкивали общественный транспорт из сугробов.

Хронику снежного ада можно посмотреть здесь. Но примечательными в этой истории оказались два факта.

Во-первых, перекрытие трассы М-12 в Татарстане в среду и пятницу. В снежном плену оказались водители, которых вызволяли сотрудники МЧС и ГИБДД. В последний рабочий день недели «Автодор» отчитался: на расчистке дороги работают 39 единиц техники. Не густо для огромной трассы.

В этот же день госкомпания задумалась об установке снегозащитных экранов — этот вопрос ее руководство обсудит в понедельник. В «Автодоре» объяснили, что в республике «есть определенные географические особенности» — ветер сметает снег с холмов и полей на дорогу, погребая ее за считанные минуты.

Поразительно, что выяснилось это не на этапе проектирования или строительства трассы, в которую, на минуточку, вложили больше 900 млрд рублей. А когда повалил снег. Так и тянет задаться вопросом, в одной ли самой северной стране мира мы живем вместе с авторами проекта.

Вопрос, не отразится ли установка экранов на стоимости проезда, так удачно «упавшей» во время прямой линии президента России Владимира Путина, остается открытым. И страшно представить, что будет, если М-12 все-таки продлят до Сибири. Там с погодными условиями еще похлеще будет.

Второе и не менее удивительное — это фактически отсутствие жалоб казанцев на уборку снега в городе. Вспомним былые годы — после каждого снегопада соцсети мэрии и «Народный контроль» были забиты требованиями почистить улицы. И в этот раз жалобы были, но в многократно меньших количествах.

Грешным делом можно было подумать, что мэрия удаляет неугодные комментарии. Но мы вышли на улицу и увидели небывалое количество техники. В ноябре власти заявляли, что к борьбе со снегом подготовили 589 единиц техники. В пятницу на дороги вышли 1 062 машины. Дополнительные ресурсы арендовали у частных организаций.

В мэрии объяснили: такая практика была и раньше, только частную технику привлекали в меньших количествах. Вероятно, зря: когда люди видят, что очистка ведется, и в 10-балльных пробках стоится спокойнее. Что еще интереснее — многие горожане сами взяли в руки лопаты и вышли на уборку улиц.

Такое вот единение в снежном плену. Но расслабляться рано: по прогнозам синоптиков, метель останется с нами на выходные.

Долгая дорога к аттестату: «Электронное образование» в Татарстане

Неделю назад татарстанские власти заставили понервничать почти 1 млн родителей школьников, которым настоятельно советовали зарегистрироваться в обновленной системе «Электронное образование». Она нужна, чтобы отслеживать оценки учеников — тем более что школам даже предложили отказаться от бумажных журналов — и, в целом, взаимодействовать с образовательной системой. Часть родителей не особо обрадовалась: они сообщили о якобы незащищенности данных детей, сложностях с регистрацией и функционированием системы.

Неделей ранее вести разъяснительную работу пришлось главе минцифры Айрату Хайруллину. Теперь эстафету перенял его коллега из минобра Ильсур Хадиуллин. На брифинге в кабмине назвал плюсы системы для учителей и учащихся, но затем огорошил жителей: якобы не зарегистрированные в «Электронном образовании» школьники не смогут получить аттестат — только справку об окончании школы. Министерство образования, впрочем, это опровергло.

Там объяснили: регистрация в системе нужна, чтобы без предоставления согласия на обработку персональных данных ребенка отправить их в федеральную систему для сдачи школьником ЕГЭ. Обойтись без этого можно — подписать необходимые бумаги вручную. В общем, все это похоже на попытку «мотивировать» родителей к регистрации, с подачей которой немного перегнули палку. Родители же пока не особо активны — зарегистрировались в системе только 16% из них.

В лабиринтах тревоги: как искали потерянную капусулу с цезием-137

Татарстанская компания «ТНГ-Групп», входящая холдинг «ТаграС», опубликовала комментарий гендиректора компании Яна Шарипова. Он сообщил, что сотрудники нефте- и газодобывающей фирмы везли по зимнику в Иркутской области капсулу с радиоактивным цезием-137. Метель, тряска… в общем, ценный груз потеряли.

Шарипов заверил: благодаря защитному контейнеру, уже на расстоянии пяти метров от него уровень радиации не опасен. А вот открывать капсулу не советовал. Ее искали две бригады с дозиметрами и следственные органы. Тем, кто обладает информацией о местонахождении груза, обещали премию в 200 тысяч рублей.

За премией никто не обратился, хотя информация о нем поступила «от третьих лиц», а ценный груз нашли уже на следующий день на автозимнике. Его транспортировали в специальное место для хранения на время, пока следователи разбираются в произошедшем.

Хорошо то, что хорошо кончается, пусть жители Иркутской области и успели напугаться. Отрадно одно: компания не пыталась скрыть инцидент, предупредив жителей и обговорив основные меры безопасности при обнаружении пропажи. Думается, не многие бы на это пошли.

"