Posted 4 декабря 2019,, 13:33

Published 4 декабря 2019,, 13:33

Modified 12 сентября 2022,, 03:39

Updated 12 сентября 2022,, 03:39

Диалоги о реке: холестериновые бляшки на Казанке, грязная вода и несъедобная рыба

4 декабря 2019, 13:33
В Казани на открытой дискуссии «Диалоги о реке», организованной в рамках разработки проекта развития Казанки, экоактивисты и эксперты обсудили, какие меры необходимо принимать, чтобы поддержать реку, и рассказали о существующих проблемах.

«Холестерин в сосудах» Казанки

Кандидат биологических наук, заместитель директора Академии наук Татарстана по научной работе в области экологии Дмитрий Иванов заявил, что на Казанке работает всего один гидрохимический пост в районе третьей транспортной дамбы. «Можем ли мы адекватно оценивать информацию о качестве воды во всей реке?», - спросил он. В то же время официальные оценки качества воды свидетельствуют, что Казанка может считаться одной из самых грязных рек Татарстана.

«Я вас не хочу пугать, потому что оценка качества воды проводится по формализованным показателям. Учитываются не только те вещества, которые попали в реку из техногенных источников, но и природные вещества. В Казанке таких веществ много. Если мы говорим о том участке, который идет от Голубых озер до Казани, то Голубые озера вносят наибольший вклад в формирование качества воды на нижнем течении», - пояснил Иванов.

Наиболее грязными являются притоки Казанки, в нижнем течении – Нокса, которая принимает много городских ливневых стоков. По словам эксперта, они вносят основной вклад в загрязнение воды. В рамках программы оздоровления Волги предполагается строительство очистительных сооружений и модернизация существующих, но неизвестно, хватит ли на это бюджетных денег. На оздоровление реки планировали направить около 4 млрд рублей, к 2024 году объем загрязненных стоков должны снизить в три раза.

Доктор биологических наук КФУ Нафиса Мингазова рассказала о гидронамыве как источнике загрязнения, заявив, что около 80 гектаров акватории Казанки замыто. В ответ председатель общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов предложил засыпать «лужи и болота» на Казанке, застроив их набережными и пляжами. Мингазова ответила, что мелководные участки имеют «редчайшую ценность» и выполняют функцию самоочищения.

«Наблюдать за санитарным состоянием мелководных участков нужно обязательно. А приходить к выводу, что там пластиковые или грязные земли – это говорит о плохом управлении территорией. Ее нужно держать в надлежащем состоянии», - говорит Мингазова. Она считает, что уничтожать эти территории для строительства коттеджей нельзя. Присутствующие горожане сравнили насыпи с «холестерином в сосудах». Мингазова предложила сохранять зеленые зоны вокруг них, работая в рамках еще не принятого Казанью генплана.

Редкие растения, несъедобная рыба

Кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры природообустройства и водопользования института управления КФУ Галина Юпина заверила, что главное – сохранить разнообразие флоры, перечислив растущие на берегах редкие растения - ужовник обыкновенный, грушанка малая, дремлик широколистный и другие. Также она напомнила про иву в парке Урицкого, которую спилили во время благоустройства, проведенного Наталией Фишман-Бекмамбетовой.

«При всей ее величине этой иве было 69 лет, но, тем не менее, мы ее занесли в список интересных растений парка и пометили на карте особым значком, определили для ее сохранения. Но когда началась реконструкция, работы вели другие комиссии, появились тендеры, и это дерево вызвало такую негативную реакцию и страхи, что оно принесет какие-то разрушения. В связи с этим ива была уничтожена», - вспоминала Юпина. Рабочего, который, как признал суд, самовольно срубил деревья, обязали выплатить 500 тысяч рублей штрафа.

Юпина заявила, что в Казани вообще нет практики лечения деревьев – существуют специальные препараты и «уколы», «с помощью которых усыхающие деревья вдруг приобретают свою активную жизнь», сказала она. Сейчас город использует только два пути «либо вырубаем, либо сажаем». Присутствующие подняли и вопрос важности фауны. Председатель общества рыболовов и охотников Казани Ильхам Садыков уверен, что качество реки оценивается по размерам и качеству рыбы.

Он рассказал, что рыбу из реки можно ловить только по принципу «поймал-отпусти» - употреблять ее в пищу рыбаки не рекомендуют. По его словам, чаще всего рыбаки ловят в Казанке щуку и судака, а вот обычного пескаря в последний раз поймали лет пять назад - он любит чистую воду. Затем доктор биологических наук председатель Казанского отделения Союза охраны птиц России Ильгизар Рахимов сообщил, что чем меньше освоена прибрежная территория, тем лучше для птиц – на берегах обитает около 80 видов.

Дамир Валиуллин, начальник управления министерства экологии и природных ресурсов РТ, уверен, что будущее реки зависит от количества и качества информации о ней. Для этого он предложил собирать и обновлять информацию, а затем качественно доносить, причем не только до детей, но и до взрослых. «Казанка должна остаться живой рекой. Не инвалидом, а именно живой рекой, которая служит целям воспитания. Если эта идея пройдет, мы получим другое население, более доброе», - заключила Мингазова.

"