Posted 4 июля 2020,, 09:30

Published 4 июля 2020,, 09:30

Modified 18 сентября 2022,, 10:32

Updated 18 сентября 2022,, 10:32

Снимет ли татарская эстрада корону и какая судьба ждет ее в пандемию?

4 июля 2020, 09:30
О низком качестве татарской эстрады неоднократно высказывались региональные власти. Глава республики Рустам Минниханов попытался изменить эту ситуацию с помощью фестиваля «Ветер перемен». Сейчас в стране царит коронавирус, который не позволяет проводить концерты: что ждет татарскую эстраду в новых условиях?

В 2015 году Минниханов дал поручение «поднять с колен» местную эстраду. Но уже в 2016 году он вновь негативно высказался об уровне исполнителей. По его словам, певцы выступают под фонограмму, носят непонятные костюмы и поют «не знаю что». Глава региона признался, что создание фестиваля «Ветер перемен» было его идеей, призванной изменить сложившуюся ситуацию.

В мае прошлого года мэр Казани Ильсур Метшин выступил на дебатах во время предварительного голосования партии «Единая Россия». Его оппонентом был продюссер Рифат Фаттахов, который заявил об отсутствии у исполнителей хорошего репертуара. Эту мысль поддержал Метшин, заявив, что в современной татарской песне «два притопа, три прихлопа».

По словам Метшина, прибывшие в Казань туристы могут впечатлиться городом, но придя в гостиничный номер и включив телевизор с трансляцией татарского концерта ореол обаяния столицы Татарстана может улетучиться. Метшин уверен, что эстрада должна быть не только приятной на вид и слух, но и заключать в себе некую образовательную функцию.

Пока звезды национальной эстрады умудряются попадать в громкие скандалы. В 2018 году певец Айрат Гайнулин пытался покончить с собой в прямом эфире. Затем по интернету разлетелся ролик порнографического содержания с его коллегой Муниром Рахмаевым — сам артист заявил, что видео смонтировано. Певец Зульфат Зиннуров вырезал на Крещение прорубь в форме мусульманского символа полумесяца.

После шквала критики артисту пришлось извиниться. Аналогичная ситуация случилась с прогремевшими на всю страну Фирдаусом Тямаевым и Гузель Уразоваой, посмеявшимися над трупом сбитого на дороге животного. За этим последовала череда извинений и оправданий. Несмотря на негативно скандальную известность ряда исполнителей, они собирали залы за счет востребованности национальной музыки.

Общественный деятель Римзиль Валеев в разговоре с Inkazan рассказал, что эстрадная музыка касается всех слоев общества, отсюда к ней такое внимание, в том числе со стороны руководства Татарстана. Он признал, что в последние десятилетия эстрада вызывает недовольство, причем дело тут в глобализации, благодаря которой она «стала терять свое этническое лицо».

«Во-вторых, профессиональный уровень и конкурентоспособность: не можем мы конкурировать на уровне мировой или зарубежной эстрады. И, в третьих, частные отдельные певцы — они каждый по-своему, на свой лад и на свой вкус исполняют, чтобы собрать свою аудиторию», — поделился Валеев.

Тем не менее, начавшаяся пандемия внесла свои коррективы в концертную деятельность. С марта в Татарстане, как и во всей стране, запрещены массовые мероприятия, в том числе концерты. Однако власти республики, уже пытавшиеся «реанимировать» эстраду с помощью фестиваля, нашли выход из этой ситуации и организовали серию онлайн-концертов.

За три дня их посмотрели 1,5 млн зрителей, в том числе выступление легендарного Салавата — свыше полумиллиона человек. Однако, эти площадки под эгидой «#айдадомой» просуществовали недолго. Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова надеялась, что концерты стартуют в конце июня, но этого не произошло. Певцы вновь столкнулись с проблемой поиска контакта со своим слушателем.

Впрочем, опыт онлайн-трансляций показал, что сами исполнители не проявляют в их организации значительной активности: как только власти отстранились от проекта, концерты затормозились. Возможно дело и в том, что значительная часть татарстанских певцов — это люди, выросшие в эпоху отсутствия интернета. Хотя, например, тот же Салават — активный пользователь Instagram.

«Мы хотим сейчас снятия карантина. Мы больше всех пострадали от этого. Мы люди, у которых нет аванса, нет премиальных. Вечером поем — утром деньги, утром поем — вечером деньги. За столько лет я впервые такой кризис переживаю. Нам в самую последнюю очередь разрешат — потому что у нас самое массовое скопление. У меня в зале до тысячи человек, меньше чем на 800 зрителей не работаю — как их рассадить?», — заявил Inkazan самый титулованный татарстанский исполнитель Салават.

Сейчас наблюдается тенденция, что в условиях падения доходов граждан люди не всегда могут позволить себе купить билет на концерт любимого исполнителя или приобрести его композиции, а самих певцов немалое количество. Да и сама возможность проводить концерты отсутствует. «Она (эстрада — Inkazan), конечно, не утонет, не закроется, но будет огромный ущерб качеству и содержанию, а также потери этнической культуры», — сказал Валеев.

По его словам, минкульту сейчас необходимо разработать механизмы поддержки эстрады. Кроме того, сейчас творческая молодежь старается придумать альтернативу, но их работы далеки по уровню качества, хотя им никто не мешает самореализовываться. Ярких молодых исполнителей сейчас много, но они не могут собрать большие концертные залы, считает эксперт.

«В основном сейчас эстрада ушла на юбилеи, на дни рождения, на свадьбы. И поэтому звучат те песни, которые хорошо звучат на банкетах, под которые танцуют в припрыжку. Кормить могут только организаторы свадеб. Только они сейчас содержат нашу эстраду», — заявил Валеев.

Впрочем, именно «молодая кровь» могла бы разбавить то, что худрук Татарской государственной филармонии им. Габдуллы Тукая Айдар Файзрахманов назвал «дешевой попсой». Он же посетовал, что творчество его выпускников при этом не пропагандируется. Предшественник Аюповой Айрат Сибагатуллин заявлял о недостаточных вокальных данных исполнителей республики и плохом качестве репертуара, а также аранжировок. Впрочем, с момента его искрометного признания мало что изменилось.

"