Posted 18 августа 2017,, 09:35

Published 18 августа 2017,, 09:35

Modified 11 сентября 2022,, 18:06

Updated 11 сентября 2022,, 18:06

Племянник Василия Аксенова намерен судиться с исполкомом Казани

18 августа 2017, 09:35
Племянник Василия Аксенова - Александр Змеул заявил, что организаторы фестиваля "Аксенов-фест" нарушают права наследников писателя. Он опубликовал на сайте своего проекта "Остров Аксенова" статью, в которой, в том числе, критикует мэрию Казани. Змеул заявил, что родня Аксенова, будучи правообладателями, подаст в суд.

"Аксенов-фест 2017" пройдет в Казани 19 по 23 августа в 11 раз. В анонсах мероприятия в сети сообщается, что в этом году "не будет прямого цитирования знаменитого писателя. Друзья и коллеги писателя — музыканты, режиссеры, художники проведут вечера и встречи, где поделятся своими творческими планами и собственными взглядами на художественное наследие Аксенова".

В числе гостей заявлены поэты и писатели Александров Кабаков, Евгений Попов, Александр Переверзин, Шамиль Идиятуллин, Владислав Отрошенко, главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова, академики Российской Академии художеств Нателла Тоидзе и Борис Мессерер, российский кинорежиссер Вадим Абдрашитов и режиссер документального кино Евгений Цымбал.

На фестивале представят книгу Мессерера - мужа поэтессы Беллы Ахмадулиной - к ее 80-летию.

Змеул в своей статье пишет, что в прошлом году он побывал на фестивале в Казани. Это был его первый визит. "Впервые на фестивале я побывал в прошлом году и был удивлен тем, насколько Аксенов неинтересен его устроителям. Вернее, интересен как бренд, под который можно получить деньги, устроить литературную тусовку в Казани, пообщаться с мэром, ну и мимоходом вспомнить Аксенова. Главным хранителем наследия Аксенова в Казани отчего-то считают главного редактора журнала «Октябрь» Ирину Барметову, которая именуется координатором фестиваля. Правда, наследники и правообладатели не в курсе её заслуг в деле памяти Аксенова", - пишет племянник Аксенова.

Первый фестиваль 2007 года с участием самого Аксенова Змеул называет "живым, настоящим праздником", но после смерти писателя ситуация, по его мнению, изменилась. "После болезни и смерти писателя фестиваль продолжался, по-прежнему назывался международным и литературно-музыкальным, но и международный статус, и музыкальная составляющая, а главное – образ самого Аксенова из него уходили", - считает Змеул.

Он критикует Ирину Бармет и мэрию Казани, последняя, по его словам, не идет на контакт с наследниками писателя. "Наша позиция — наследники Аксенова, они же правообладатели имеют и моральное право (да, мы занимаемся наследием), и тем более юридическое право (вроде как действие Гражданского кодекса в Татарстане, несмотря на особость региона, никто не отменял) принимать участие в выборе куратора и формировании программы, не говоря уже о получении нашего согласия на использования образа Аксенова. Но доводы мэрии Казани просты: Василий Павлович был инициатором первого фестиваля в 2007 года, и поэтому теперь мы делаем, что хотим, а что касается авторских прав — то мероприятия бесплатны, поэтому нам не надо брать у вас никаких разрешений; мы можем «делать, что хотим» в буквальном смысле – ставить без согласия правообладателей на протяжении нескольких лет спектакли, издавать книги без копирайта, ну и проводить «Аксенов-фест», не имеющий никакого отношения к Аксенову", - пишет Змеул.

По его словам, он предприинимал попытки выйти на контакт с казанской администрацией. "О том, что мы не найдем общего языка и ни о чем не договоримся с устроителями так называемого «Аксенов-феста», я понял, пообщавшись с одним казанским функционером от культуры. Она была мила, но на мои претензии относительно «Аксенов-феста» пробормотала, как бы пытаясь понять значение этих слов: «Правообладатель... Наследник... Ну, мэр доверил проведение фестиваля Ирине Николаевне Барметовой, может надо вас подключить...»

Разумеется, мониторя интернет, я обнаружил тендер (в этом году Казань потратит на фестиваль 5,5 миллионов рублей), а спустя пару дней – анонс фестиваля «Аксенов без цитат». Не знаю, что это – постмодернистский жест, троллинг, но скорее просто попытка огородиться от наших претензий. Конечно же, нас не поставили в известность о проведении фестиваля и не пригласили на него", - написал Змеул.

В числе нарушений, которые, по его мнению, допустили организаторы "Аксенов-феста": использование имени и образа писателя при проведении фестиваля без согласия правообладателей, многократное публичное исполнение произведений без согласия правообладателей в 2009-2017 годах, а также отсутствие указания знака правообладателя на издании произведений Аксенова на татарском языке, выпущенном в 2016 году в «Татарском книжном издательстве» по инициативе исполкома Казани.

В исполкоме города Inkazan прокомментировали претензии племянника Аксенова. "Говорить, что «Аксенов-фест» не имеет отношения к самому Аксенову, как минимум неуместно", - сказано в тексте сообщения, поступившего в ответ на запрос редакции.

Как сообщили в пресс-службе мэрии, «Аксенов-фест» был задуман в 2007 году в год 75-летия писателя. "Василия Павлович тогда категорически отказывался от юбилейных мероприятий, но согласился заменить торжества чтением стихов и музыкой, а именно любимым им джазом. В дальнейшем этот формат сохранился. По приглашению самого Аксенова в первом фестивале приняли участие Белла Ахмадулина, Михаил Веллер, Михаил Генделев, Ирина Барметова, Александр Кабаков, Евгений Попов и др. И это стало огромным событием в культурной жизни Казани", - сообщает горадминистрации.

По просьбе писателя, сообщает мэрия Казани, городскими властями был восстановлен дом, в котором прошло детство Аксенова. "Названный Домом Аксенова, он все последующие годы гостеприимно принимал мероприятия «Аксенов-феста», а также стал постоянной площадкой для множества других литературных мероприятий в Казани. В Доме Аксенова есть историко-биографическая экспозиция с документами, фотографиями, письмами, книгами Василия Павловича, переданными музею родственниками писателя. При открытии музея его сын, Алексей, подарил уникальный экспонат - печатную машинку, на которой были созданы многие произведения Аксенова", - отмечает исполком.

В мэрии пояснили, что власти Казани поддерживают связь с сыном писателя, который владеет 50% авторского права на произведения отца. "Он никогда не был против проведения фестиваля", - отметили в исполкоме.

Вторая половина авторского права принадлежит свояченице Аксенова - Ирине Змеул, по доверенности от которой выступает Александр Змеул.

"Он принимал участие в фестивальных мероприятиях 2016 года по нашему приглашению в качестве гостя. Мы вместе с Союзом писателей РТ обращались к нему за разрешением и получили его при выпуске сборника произведений Василия Аксенова на татарском языке. Тираж был направлен в городские библиотеки", - заявили в исполкоме.

Змеул пишет, что его попытки выйти контакт с представителями исполкома по имеющимся у него претензиям успехом не увенчались. Свою позицию он намерен отстаивать в суде.

"