Posted 28 февраля 2018,, 10:00

Published 28 февраля 2018,, 10:00

Modified 17 сентября 2022,, 14:56

Updated 17 сентября 2022,, 14:56

Мягкое золото: падение продаж и растущий экспорт изделий из пушнины

28 февраля 2018, 10:00
Пушной промысел несколько столетий подряд был одной из основ российского бюджета. Сейчас продажи падают, стоимость сырья, ввозимого из-за границы, растет. Предприниматели жалуются на налоговые нововведения и просят отменить таможенную пошлину, сообщает "Бизнес Вектор".

До конца прошлого века Россия был лидером по производству и продаже изделий из меха. Сейчас этот сегмент рынка оценивается в 150 млрд рублей. На одну пошитую шубу приходится около 10 шапок, однако общие суммы от их продажи примерно равны. Значительную часть прибыли легальных производителей отнимают теневые, которые нелегально провозят в страну мех и шьют изделия.

Два года назад российские власти ввели обязательную маркировку для изделий из меха. Теперь на каждом товаре должна присутствовать бирка с QR-кодом, в котором находятся все данные о материале и производителе. Для отечественных шуб бирки зеленые, для импортной - красные. В результате легальные продажи пушнины выросли в 10 раз - до 68 млрд рублей.

Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин заявил, что "обеление" рынка продолжится, постепенно восстанавлиявая здоровую конкуренцию в этой сфере. По словам президента Российского пушно-мехового союза Сергея Столбова, после нововведений крупные производители сохранили позиции на рынке, но просел импорт. В целом оборот снизился на 20-25%.

"В прошлом году на меховом рынке России присутствовала эйфория. На него вышли многие игроки. Мы тоже увеличили сильно производство в рассчёте на то, что маркировка покончит с чёрным рынком и мы сможем взять эту долю себе. Но зима была не очень удачной, а доля "чёрного рынка" хоть и сократилась, но не исчезла полностью", - сказал владелец торговой марки "Каляев" Андрей Каляев.

Он заявил, что прошедший сезон стал одним из худших за 14 лет работы в этой сфере. На треть упали продажи меховых изделий, при том что сам период их реализации вырос. Каждая вторая покупка была совершена в кредит. Уровень выручки 2016 года удалось сохранить за счет немеховых изделий - компания старается наращивать долю таких товаров, так как рентабельность оборота меха - около 24%.

По словам Столбова, пушной бизнес связан с привлечением больших оборотных средств, нужных для закупки пушнины и прикладных материалов. Тогда как проданы готовые изделия могут быть через год или два. В России практически не осталось своего меха, кроме овчины. Большинство материала привозится из-за границы, а предприниматели сталкиваются с высокими тарифами.

Поэтому редкие и дорогие меха соболя, каракульчи и рыси составляют 10% от проданных изделий. Примерно такой же процент приходится на шубы из лисицы и песца. Основную долю рынка занимают изделия из норки. Раньше этот мех считался дешевым, однако теперь в Россию его приходится ввозить, что повышает цену.

Сейчас производством изделий из меха в стране занимается 1,2 тысяча компаний. 30% рынка занимает продукция 50 крупных фабрик, остальная масса - мелкие производства и ателье. В стране сохранилось 35 зверохозяйств. По словам совладельца звероплемзавода "Савватьево" Георгия Четверкина, развитие бизнеса затруднилось: с 1 января звероводы должны платить НДС вместо сельхозналога.

"Большую часть в себестоимости нашего продукта составляют корма. Поставки, что у нас идут в первую очередь с мясокомбинатов и птицефабрик, они облагаются налогом в 10%. А нам государство предлагает платить 18% НДС на наш продукт. 8% с оборота, который мы получаем, это слишком многовато", - сказал он.

В прошлом году группа компаний "Савватьево" произвела пушнины на 300 млн рублей, треть из которых принес экспорт. Четверкин заявил, что теперь планируется отправлять за границу 80% продукции, однако для этого необходимо построить новую ферму. Инвестиции в строительство составляют 400 млн рублей. Они могли бы окупиться за 7 лет, если бы не поправки к налоговому законодательству.

"К сожалению, в Россию мы не можем поставлять наше качество пушнины, поскольку российские потребители больше сконцентрированы на низкокачественную пушнину. А наши потребители - это Китай, Япония и Корея. Исключительный по качеству и опушению мех у нас составляет 80 процентов дохода. Мы говорим о соболе и лисице. А про норку если говорить, то это более массовый объём", - сказал он.

Отраслевые объединения рассчитывают довести долю отечественных изделий на рынке до 50%. Для этого они предложили правительству страны и Евразийской экономической комиссии отменить пошлины на ввоз пушнины для изготовления изделий на 2 года. По мнению участников рынка, этого будет достаточно для развития данного сектора.

"Власть должна обратить внимание на эту отрасль и условия создать. Институты развития, которые у нас есть, могли бы серьёзно поработать с этой отраслью. Например ФРП, который сейчас даже под 1% даёт кредиты. И другие институты, которые поддерживают малый бизнес, поскольку эта отрасль может подняться с помощью малого бизнеса", - сказал Катырин.

"