Posted 13 ноября 2017,, 14:08

Published 13 ноября 2017,, 14:08

Modified 11 сентября 2022,, 18:03

Updated 11 сентября 2022,, 18:03

Что будет с ТК «Татарстан 24» после назначения Марата Муратова

13 ноября 2017, 14:08
Приказ о назначении Марата Муратова первым заместителем руководителя аппарата главы РТ до сих пор не опубликован. Пока неизвестно какие сферы он будет курировать. Но есть предположение, что они ранее были ему подведомственны. В первую очередь, это могут быть СМИ, входящие в «Татмедиа».

Собеседники характеризуют Муратова, как строгого руководителя, обладающего долгой памятью, ревностно относящегося к вопросам служебного этикета. Бывшие коллеги отмечают: «То, что сейчас происходит в агентстве, перечеркивает начинания Муратова, и это может грозить руководству «Татмедиа» увольнениями». Прежде всего, речь идет о судьбе телеканала «Татарстан 24».

«Татмедиа» учредили в 2003 году. Муратов стал его первым руководителем. Тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев тогда решил создать противовес телекомпании «Эфир» Андрея Григорьева — фактического монополиста новостного пространства в то время.

В 2016 году АО «Татмедиа» возглавил Андрей Кузьмин (пресс-секретарь Рустама Минниханова с 206 по 2015 год). Всю свою энергию на новом посту он посвятил проекту телеканала «Татарстан 24», который запустил на паях с основателем телекомпании «Эфир» Григорьевым. Собеседники Inkazan отмечают, что отношения у Муратова и Кузьмина плохие. Это связывают с тем, что Кузьмин, работая пресс-секретарем Минниханова, тяготел к своему бывшему шефу Григорьеву, а не к «Татмедиа».

Фактически, из-за проекта «Татарстан 24» прекратила существование телерадиокомпания «Казань» (KZN). В свое время эта телекомпания была флагманом в противостоянии «Татмедиа» и «Эфира». Руководила KZN Мадина Тимерзянова, являющаяся, как и Муратов, представительницей регионального истеблишмента. Ее брат — Равиль Муратов, с 1987 года работает во власти. С 1995 по 2013 год он был первым вице-премьером региона. Супруг Тимерзяновой — Ренат Тимерзянов сегодня главный федеральный инспектор по РТ, в прошлом — правая рука Асгата Сафарова в бытность руководства министром внутренних дел республики. Сегодня Тимерзянова работает на «ТНВ».

После своего прихода в холдинг Кузьмин последовательно вычищал команду Муратова из «Татмедиа». Еще одним человеком стал Леонид Толчинский — гендиректор ИА «Татар-Информ».

Проект «Татарстан 24» трудно назвать успешным — во всяком случае для «Татмедиа». За короткую историю телеканала у него уже третий по счету гендиректор: Марину Коновалову сменил Сергей Лобов, а его Татьяна Абушахманова. При этом чаша весов по доходам от телеканала склоняется в пользу Григорьева: в отличие от своего партнера у него есть возможность зарабатывать на производстве контента. Структура Григорьева продает передачи телеканалу «Татарстан 24». По итогам прошлого года, детище «Эфира» и «Татмедиа» получило 67,8 млн рублей чистого убытка.

Муратов возглавлял агентство «Татмедиа» с 2003 по 2012 годы. Дальше он ушел на повышение, став первым замом руководителя аппарата главы республики. В его ведение передали контроль над СМИ, PR, внутренней политикой, религиозными организациями. Когда он ушел в аппарат, Минниханов издал указ о ликвидации агентства. Функции должны были перейти в министерство информатизации и связи РТ.

Муратов сообщил СМИ, что катализатором его перехода в аппарат послужили теракты лета 2012 года: покушение на муфтия Илдуса Файзова и убийство его зама Валиуллы Якупова.

«Мы должны отвечать на вызовы времени… Центр ответственности должен быть в аппарате президента», — сказал тогда Муратов.

Указ о ликвидации агентства «Татмедиа» Минниханов подписал в середине августа, а уже в октябре отменил его. Агентство продолжило существование. Однако еще за 5 лет до этого Муратов поднял проблемы, которые никуда не исчезли и сейчас. В 2007 году он заявил, что многие входящие в «Татмедиа» СМИ являются неэффективными. Тогда в АО были 88 изданий. Однако к 2017 году структура раздулась еще больше. По данным официального сайта, она насчитывает 98 районных, городских и республиканских газет, 15 журналов, 17 телеканалов, 11 радиоканалов, 87 сайтов и информационное агентство «Татар-Информ».

Муратов в 2007 году сказал, что издания не умеют зарабатывать деньги на рекламе. По его мнению, в 2009-2010 годах СМИ «Татмедиа» должны были заработать $20-40 млн, поскольку это позволял рынок. Однако, по данным «Спарк-Интерфакс», АО «Татмедиа» последние 5 лет работает в убыток. В 2012 году он составил 55,2 млн рублей, в 2013 – почти 83 млн рублей, в 2014 – 124,9 млн рублей. В позапрошлом году сумму удалось сократить до 32,7 млн рублей, однако в прошлом году убыток вновь вырос до 67,8 млн. Как рассказал собеседник Inkazan, отдел продаж «Татмедиа», например, не смог раскрутить продажи до нужного уровня на такой известной площадке, как «РБК-Татарстан». В результате «Татмедиа» отказалось от этой франшизы.

Наказы Муратова растворились в пустоте после его ухода из «Татмедиа», а затем и из аппарата главы региона. Республиканское агентство не играет какую-либо значимую роль в медиапространстве и политической жизни региона. АО «Татмедиа» работает в убыток, ежегодно получая субсидии из бюджета РТ, размер которых варьируется в пределах 1-2 млрд рублей.

Минниханов на протяжении последних 2 лет в послании Госсовету обращается к руководству «Татмедиа». В этом году он призвал агентство пересмотреть свою роль в формировании информационного пространства, отметив, что, мобильные устройства не просто вошли в жизнь людей, а стали основным источником распространения и получения информации. В прошлом году он призвал наращивать присутствие в соцсетях. После этого Кузьмин проанонсировал создание департамента по работе с соцсетями. спустя почти год, присутствие «Татмедиа» в соцсетях остается незаметным.

В интервью к 10-летнему юбилею АО Кузьмин в очередной раз подчеркнул, что структура нацелена на сохранение печати, вопреки призывам Минниханова осовремениваться. Даже в деревнях и селах республики есть интернет: и мобильный, и широкополосный. В результате люди не видят смысла подписываться на газеты и журналы. В прошлом году ее дотащили до приемлемого уровня при помощи административного ресурса: летом прошлого года руководитель аппарата главы Татарстана обратился к главам районов с соответствующим поручением. В первом полугодии текущего года подписка снова сократилась — почти на 7%.

"