Posted 1 января 2020,, 16:00

Published 1 января 2020,, 16:00

Modified 17 сентября 2022,, 16:36

Updated 17 сентября 2022,, 16:36

Итоги-2019: татарстанские скандалы на федеральном уровне

1 января 2020, 16:00
Редакция Inkazan подводит информационные итоги года, вспоминая о наиболее значимых событиях, которые освещались в новостях издания. Татарстан запомнился сразу несколькими скандалами, вышедшими на федеральный уровень.

В октябре Владимир Соловьев в эфире «Вести FM» зачитал сообщение слушателя из Татарстана, назвавшего его «лакеем» и «путиноидом». Ведущий назвал жителя республики «мразью», добавив, что такие люди «потом в ИГИЛ* (запрещенной в России террористичесой группировке — Inkazan) всплывают».

Власти Татарстана посчитали, что Соловьев повел себя «не очень честно» — оппонент не мог ему ответить. Казанский правозащитник Еркен Сарсембаев потребовал привлечь ведущего к ответственности. Инициативу поддержали депутаты Госдумы и Госсовета Татарстана. Роскомнадзор не наказал Соловьева, но его вызвали в полицию.

В октябре республику посетил главный редактор «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, взяв интервью у мэра Казани Ильсура Метшина и госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева, который возвращается в инфополе перед выборами главы республики в 2020 году. Венедиктов сказал, что «соскучился» по первому президенту Татарстана. Это породило слухи о том, что он связан контрактом с Татарстаном. Ведущий последовательно защищает повестку татарстанских элит на федеральном уровне — он приехал в Казань после скандала с Соловьевым.

В ноябре делегации под руководством чешского министра сельского хозяйства Мирослава Томана запретили перелет из Москвы в Казань на бизнес-форум. Председатель Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиль Агеев сказал, что у чешского самолета были неправильно оформлены документы. Президент Чехии Милош Земан назвал это ответной акцией на отчет контрразведки о том, что в стране работают российские шпионы. МИД России считает, что проблема возникла из-за несоблюдения чехами требований таможенного законодательства».

В марте чехов в республику пригласил лично глава Татарстана Рустам Минниханов. После скандала он все же встретился с послом Чехии Витезславом Пивонькой, детали переговоров неизвестны.

В ноябре ролик многодетной матери из Набережных Челнов Агины Алтынбаевой, которая посадила своего 6-летнего сына за руль авто и разогналась до 130 км/ч, попал в федеральные СМИ. Она заявила, что он «с четырех лет катается» и в этом нет ничего плохого. Глава следкома РФ Александр Бастрыкин поручил разобраться в ситуации — против женщины возбудили дело, она в ответ захотела встретиться с Бастрыкиным.

Видео заинтересовались полицейские: женщина нарушила ПДД, сумма штрафа может превысить 35 тысяч рублей. За два года Алтынбаева нарушила ПДД 31 раз. Поступок матери раскритиковал и высмеял ведущий Иван Ургант. Впрочем, это не первое появление Алтынбаевой в СМИ. В апреле она опубликовала видео, на котором она ведет машину с младенцем на руках: ее оштрафовали.

Под конец года в соцсетях появилось видео, на котором полицейские отрабатывали на школьниках Тукаевского района тактику разгона массовых беспорядков среди молодежи. Ученики по сценарию нападали, а полицейские их «скручивали». Проверки начали МВД по Татарстану и прокуратура республики, последняя признала, что привлечение школьников было незаконным.

Скандал освещали федеральные СМИ и блогеры. После инцидента уволилась глава районного отдела образования Айгуль Мухаметзянова. Из органов уволили трех сотрудников, которые организовали учения.

Комментарий руководителя Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонида Толчинского:

Я бы не сказал, что негатива стало больше. Были годы, когда негатива было куда больше, наслаивались политические аспекты. Был очень сложный период, когда ни одного дня без негативной информации в республике не проходило. Столько негативной информации появляется, сколько возникает дискуссий. <…> Времена меняются, сегодня динамика распространения негатива, его обсуждение в социальном пространстве, несколько иное. Поэтому есть ощущение, что все завалено негативом.

Площадок для молниеносного распространения стало больше, диспут — более эмоциональным, много появилось свободных комментаторов, экспертов. <…> Раньше возможностей fake-news распространиться было меньше. Сейчас они появляются, скорости очень высокие. Это тоже особенность момента.

Драматического чего-то вокруг республики я не вижу. Было N-ое количество негатива, было и много позитива. И много нейтральной информации.

Другое дело позиция и роль медийного сообщества и журналистов в частности. В республике была система противодействия внешним медийным негативным воздействиям. Ее надо чуть-чуть восстановить, обновить, с учетом того, что появились новые особенности, технические решения. Кто хочет усилить негативную информацию, тоже пользуются новыми техническими возможностями.

Как? Не по команде же из Кремля это должно быть. Хотя, наверное, власть может давать сигналы в виде комментариев, более активного общения с журналистским сообществом по спорным вопросам.

Само сообщество должно стать боле профессиональным. Аналитической журналистики почти не стало в республике. <…> А как воздействовать и противодействовать? Только серьезными материалами, которые реально влияют на внешнее медийное пространство.

Мы очень долгое время шли за цифрами: посещаемость, цитируемость. Цитируемость и хайп стали синонимами. Когда тебя высоко цитируют, это не значит, что ты очень влиятелен. Качественная журналистика, профессионализм в этой составляющей должны вернуться. <…> Влиятельных медийных площадок в республике не так много, где бы прозвучало некое слово журналиста, и все коллеги, критикующие республику, обратили бы на это внимание.

"