Posted 3 июля 2020,, 14:04

Published 3 июля 2020,, 14:04

Modified 18 сентября 2022,, 10:32

Updated 18 сентября 2022,, 10:32

Нам нужна киберполиция: почему Россия не справляется с интернет-мошенниками

3 июля 2020, 14:04
С приходом пандемии увеличился рост интернет-мошенничеств. Это единственные преступления, раскрываемость которых не превышает 10%. О том, почему люди ведутся на уловки преступников, и как нужно бороться с кибермошенниками – в материале Inkazan.

Проблема правоохранительных органов

Генерал-майор ФСБ Александр Михайлов заявил Inkazan, что основной проблемой развития дистанционного мошенничества является низкий уровень профилактической работы правоохранительных и иных органов в этой сфере. Решить ее можно созданием единой службы – киберполиции, которая будет наделена функциями оперативно-розыскной деятельности. По его словам, одними методами борьбы ФСБ и МВД эту проблему решить нельзя.

«Нужно ставить серьезный вопрос о создании киберполиции. Там должны быть очень серьезные ребята, а также взаимодействие, например, с “Лабораторией Касперского” и другими институтами. Дело в том, что у нас отношение к этому делу плевое. Киберпреступлениями занимаются очень высокопрофессиональные специалисты, которые, увы, не нашли себя в этом мире. В государственных ведомствах их оценивают в три копейки, как подсобных работников», - заявил он.

Михайлов рассказал, что за январь - май текущего года общее количество киберпреступлений в России в сравнении с тем же периодом прошлого года увеличилось на 85,1% и превысило 180 тысяч. Число преступлений, совершенных с использованием расчетных пластиковых карт, возросло в 4,7 раза до почти 64 тысяч, с использованием средств мобильной связи - вдвое, зарегистрировано свыше 76,5 тысячи подобных нарушений закона.

Психология мошенничества

«Мошенник, который занимается подобным «бизнесом», в массе своей умный человек, хорошо знающий психологию людей, учитывающий его нужды и проблемы. Он всегда спекулирует на трудностях, общественном возбуждении, тревогах. Для того, чтобы ему противостоять, нужно иметь не менее подготовленных борцов в информационном пространстве, задача которых работать на упреждение. Умеющих пользоваться всем арсеналом средств в цифровом пространстве», - заявил генерал-майор ФСБ.

Доцент кафедры психологии Казанского федерального университета (КФУ) Ильдар Абитов в беседе с корреспондентом Inkazan сообщил, что потерпевших в первую очередь характеризует доверчивость. А также стереотипное мышление взрослых и пожилых людей, которые могут быть недостаточно просвещены в плане цифровых технологий. При том что мошенники зачастую пользуются авторитетом лиц, банков и крупных организаций, названия которых они говорят при звонках.

Значимым фактором является прием “дефицита времени”: преступник основывается на страхе и тревоге потерпевшего, говоря, что нужно выполнить все действия очень быстро, чтобы «обезопасить» жертву наверняка. По словам Абитова, в этом случае человек не думает, что ему может звонить мошенник, и в суматохе и панике передает злоумышленникам необходимые им данные.

Цифровая гигиена

Число мошенничеств, связанных со счетами, банковскими картами, и цифровыми технологиями растет. Весь мир перешел на онлайн-покупки и расчеты, а значит, количество потенциальных жертв преступников увеличилось в разы. По словам Михайлова, «здесь надо включать мозги людям, которые работают с программным обеспечением различных счетов”. При этом специалисты, которые могли бы работать в киберполиции, трудятся в банковской системе - там больше платят.

О проблеме хищений с банковских карт в мае этого года заявлял прокурор Татарстана Илдус Нафиков. Он сообщил, что в 2020 году число хищений с банковских карт выросло на 60%, а раскрываемость подобных преступлений не превышает 10%. Прокурор обратился к населению с призывом “не быть наивными”. Правоохранительные органы, по словам прокурора, работают с последствиями преступлений.

Михайлов заявил, что в России отсутствует должная пропагандистская деятельность правоохранителей. О возможных рисках людей предупреждают лишь на официальных сайтах ведомств, однако результат остается тем же: граждане продолжают вестись на уловки киберпреступников. По словам эксперта, должна существовать специальная программа противодействия подобного рода мошенничествам, которая бы включала в себя информирование населения о правилах цифровой гигиены.

«Правоохранительная система в данном случае – главное заинтересованное лицо, так как в конечном счете именно она расследует эти преступления», - добавил Михайлов. МВД по Татарстану практически ежедневно публикует на своем сайте информацию о “цифровых” преступлениях. Однако массовой работы с населением на данный момент не видно.

Inkazan направил в пресс-службу министерства запрос с просьбой рассказать о том, что делается в этом направлении. На момент написания материала ответ на запрос не поступил. Впрочем, за всеми “цифровыми” преступлениями, по словам Михайлова, стоит главная проблема – всеобщая цифровизация, которая привела к полной беззащитности граждан.

«Прежде, чем запускать какие-либо проекты, нужно определиться с правами человека, защитой их персональных данных. Понять, где кончается цифровизация и начинаются права человека», - заявил генерал-майор ФСБ.

Таким образом, решение проблемы правоохранительные структуры Татарстана видят только в правильных действиях населения при столкновении с угрозой. Полиция продолжит «бить по хвостам» до тех пор, пока не будет создан специальный орган для предотвращения и борьбы с кибермошенниками.

При этом зарплаты, которые ныне существуют у сотрудников полиции, явно не привлекут серьезных IT-специалистов. Несмотря на то, что МВД Татарстана ежегодно отчитывается о борьбе с интернет-мошенниками, раскрываемость подобного рода преступлений остается на крайне низком уровне.

"