Posted 4 декабря 2019,, 15:04

Published 4 декабря 2019,, 15:04

Modified 17 сентября 2022,, 16:36

Updated 17 сентября 2022,, 16:36

Один из индикаторов качества жизни: в РТ более 1000 человек живут без мобильной связи

4 декабря 2019, 15:04
Сегодня министерство цифрового развития госуправления, информационных технологий и связи Татарстана подвело итоги работы за девять месяцев этого года. Число жалоб на качество мобильной связи высоко, на карте остаются «белые пятна», а 1 тысяча жителей вообще не может никому позвонить.

Число активных абонентов мобильной связи в Татарстане выросло на 3,1%, превысив 7,4 млн человек. Количество тех, кто пользуется мобильным интернетом составило более 3,8 млн, что на 11,2% больше показателей аналогичного периода прошлого года.

Замглавы минцифры Татарстана Альберт Яковлев сказал, что сейчас трудно найти человека, который бы не пользовался смартфоном. В среднем каждый житель тратит около девяти часов на разговоры и потребляет восемь гигабайт трафика в месяц. На коллегии выяснилось, что эти блага цивилизации доступны не всем татарстанцам.

В регионе на 20,8% выросло число базовых станций мобильной связи — до 20,4 тысячи, станций LTE сегодня 8,7 тысячи. Тем не менее, на карте Татарстана существует 45 «белых пятен» и 22 населенных пункта с населением в общей сложности более 1 тысячи человек, где связи нет вообще. В 107 населенных пунктах присутствует только один оператор.

«Высокий уровень проникновения мобильной связи является одним из основных индикаторов качества жизни. В том числе от качества мобильной связи складывается впечатление горожан и гостей города о Казани как о наиболее привлекательной и комфортной точке притяжения Российской Федерации», — сказал Яковлев.

Министерство создало оперативный штаб под председательством главы минцифры Айрата Хайруллина, который анализирует проблемы этой сферы. В Казани они заключаются в невозможности размещать сотовые вышки в центре города из-за охранных зон объектов культурного наследия (ОКН) и высокой стоимости аренды земли под вышки.

Первая проблема решается с комитетом Татарстана по охране ОКН — операторы представили дизайн-проекты станций, которые бы вписались в городскую архитектуру, ведомство вносит коррективы. Вторым вопросом минцифры занимается вместе с мэрией города и минземимущества республики. Предполагается сделать процедуру ценообразования более прозрачной.

Мобильной связи нет на 2% или 8 км трассы М7, 1,5% или 6 км трассы Казань-Оренбург, 0,5% или 1 км трассы Казань-Ульяновск. Телефон не ловит на 50% железной дороги от Северного вокзала в Казани до Юдино протяженностью 5 км. Планы по ликвидации «белых пятен» приняли не все операторы — минцифры направило им письмо с просьбой исправить ситуацию.

Министерство собирает жалобы и передает их в Роскомнадзор, который проверяет факты, затем этим занимаются операторы. Яковлев обратился к ним с просьбой держать такие вопросы на личном контроле.

«Инструмент карательный у государства есть в лице Роскомнадзора, поэтому министерство обеспечивает выработку государственной политики, единых подходов к взаимодействию бизнеса и государства. У нас не стоит задача наказывать кого-то, операторы связи — это наши партнеры», — сказал Хайруллин.

За девять месяцев этого года число жалоб на низкую скорость или отсутствие мобильного интернета выросло на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Обращаются не только простые граждане, но и, например, глава Аскубаевского района, в 19 населенных пунктов которого нет интернета, что осложняет работу в том числе ряда государственных систем.

На каждые 100 тысяч абонентов больше всего жалоб поступило на оператора ТМТ — 8,7, однако оно сократилось по сравнению с девятью месяцами 2018-го. Снизилось число обращений по работе «Т2 Мобайл». Количество жалоб на работу «Вымпелкома» выросло на 8%, на работу МТС — 18%, в основном они поступали из Казани, Лаишевского и Нижнекамского районов. Жители стали на 23% чаще жаловаться на «Мегафон», в основном из Казани и Лаишевского района.

«Это не просто поговорить по телефону, это твоя работа. Представьте, если у меня нет интернета — это катастрофа, я не знаю, как другие. Поэтому ожидания от вашей работы у нас огромные», — заявил глава Татарстана Рустам Минниханов на коллегии минсвязи республики в 2017 году. Он напомнил о более чем сотне жалоб населения на проблемы с доступом в интернет. После этого был создан инфраструктурный оператор — компания «МИГ».

Он должен был обеспечить взаимодействие операторов связи в части покрытия сети и обеспечения их инфраструктурой. Сейчас «МИГ» работает в 11 районах Татарстана. Его руководитель Михаил Гусев рассказал, что по поручению главы республики было обеспечено устойчивое покрытие сети в Казанском Кремле, Иннополисе, Болгаре, на объектах международных соревнований и трассах от столицы Татарстана до IT-города и аэропорта.

Ранее Хайруллин заявил, что «у нас есть „белые места“ по дороге в аэропорт». «Из министерства выезжаешь, много звонков совершаешь и неоднократно прерывается где-то на один час связь — проспект Универсиады, улица Даурская, у отеля, где „Кольцо“, трасса М7», — сказал он. Министр сообщил, что по этим дорогам проезжают десятки тысяч людей, и возможность позвонить важна для их безопасности.

В следующем году «МИГ» намерен создать более 70 инфраструктурных площадок, обеспечить сигнал на железной дороге из Казани в Зеленодольск и начать работу по организации качественного покрытия на трассе М12 — платной магистрали из Москвы в столицу Татарстана, строительство которой только планируется.

Хайруллин рассказал, что министерство получает «достаточно много обращений», в которых просят проверить законность установки той или иной станции или убрать ее потому что она «облучает» или «мешает жить» населению. По его словам, «эти вопросы требуют определенной политики» в части информирования людей. Например, разъяснения, что уровень излучения перед установкой измеряется Роспотребнадзором.

Хайруллин рассказал, что министерство выявило все "белые пятна" на карте распространения мобильной связи и совместно с муниципальными властями отрабатыват возможность размещения станций на их территории. Операторы жаловались, что им приходится долго ждать разрешительной документаци - порой до нескольких месяцев. Министерство намерено сократить срок ожидания.

"