Posted 5 января 2018,, 10:14

Published 5 января 2018,, 10:14

Modified 17 сентября 2022,, 14:49

Updated 17 сентября 2022,, 14:49

Итоги года - 2017: люди и события. Андрей Григорьев и "Татарстан 24"

5 января 2018, 10:14
Inkazan подводит информационные итоги года. Мы расскажем о людях, которые формировали новостную повестку, и событиях, которые задавали ее тон. 2017-й стал для нового детища Андрея Григорьева и Андрея Кузьмина под брендом «Татарстан 24» первым полноценным годом работы.

Ни власти республики, ни общественные деятели, ни рядовые зрители никаких достижений и изменений на казанском телерынке не заметили. Глава региона Рустам Минниханов в октябре этого года заявил, что необходимость в телевидении отпала.

"Телевидение исчезает, необходимости в нем почти нет. Радио нужно будет все время - и в машине, и дома постоянно слушаешь. А что есть в телевизоре? Одно и то же показывают 10 раз. Зачем это нужно? Открыл интернет с утра, посмотрел, через 1-2 часа снова посмотрел - я за 30 секунд все смотрю. А там 10 минут слушаешь, как сказки рассказывают - кому это нужно?» - сказал он.

При этом в феврале 2017 года, когда состоялась презентация телеканала, Кузьмин заявил, что решение о его создании приняло руководство республики: более года назад, то есть еще в 2015-м. «Татарстан-24» на 50% принадлежит АО «Татмедиа», на 50% — ООО «УК «ЭФИР». Учредители последней компании — председатель совета директоров телекомпании «Эфир» Григорьев (97,23%), его сын Дмитрий (1,07%) и гендиректор телеканала ТНВ Ильшат Аминов (1,7%).

«Татмедиа» образовали в 2003 году. Его первым руководителем стал Марат Муратов. Тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев решил создать противовес телекомпании «Эфир» Григорьева, который, фактически, монополизировал новостное пространство. Влияние Григорьева было тогда очень серьезным. С ним искали дружбы другие влиятельные персоны. Например, в 2000 году он по просьбе гендиректора НКЦ «Казань» Рината Закирова запретил пускать в эфир сюжет о зяте последнего, который подозревался в изнасиловании несовершеннолетней. Насильника Разита Давлетшина задержали в 2010 году и осудили. В ноябре 2017 года Григорьева после публикации Inkazan вызывали в прокуратуру дать пояснения по его поступку. Он заявил, что не помнит этот случай. Однако Закиров, в отношении которого прокурор РТ Илдус Нафиков поручил провести проверку, подтвердил произошедшее.

Из-за проекта «Татарстан 24» прекратила существование телерадиокомпания «Казань» (KZN). В свое время эта телекомпания была флагманом в противостоянии «Татмедиа» и «Эфира».

На презентации Кузьмин говорил, что главная задача новой структуры – сохранение и развитие региональных телеканалов. К концу того года под единым брендом «Татарстан 24» должно было работать 10 каналов. Никакой информации о том, был ли достигнут этот показатель нет.

Зрителям обещали более глубокие и динамичные репортажи в новостях от повысивших квалификацию журналистов, интересные научно-популярные и другие программы собственного производства, за исключением передач о путешествиях, снимать которые слишком дорого. Их планировали закупать. Однако сейчас программа «Татарстан 24» хоть и содержит выпуски новостей и несколько других программ, но не балует зрителей познавательным, разнообразным и качественным контентом. На старте проекта в казанских СМИ проходила информация, что Кузьмин возродит программу «Республика», которую вел с 1997 по 2003 годы. Однако этого не произошло.

«Татарстан 24» при запуске сулил зрителям двуязычный контент, где передачи на татарском и русском будут на равных правах. 3 мая у здания медиахолдинга собрались активисты ВТОЦ и пенсионеры, которые требовали отставки руководства «Татмедиа» и телеканала из-за отсутствия татароязычных передач.

Кузьмин, Лобов и другие представители топ-менеджмента канала на презентации «Татарстан 24» сулили проекту коммерческий успех. Делали ставку на привлекательность продукта и низкие цены для рекламодателей. Однако в начале июля Лобов покинул пост гендиректора «Татарстан 24». На смену ему пришла Татьяна Абушхманова, дочь возглавлявшего в прошлом ТК «СТС-Казань» Николая Шаховнина. Со слов собеседников Inkazan – работой бывшего пресс-секретаря Ильсура Метшина, которого сдернули с насиженного места в декабре 2016 года, учредители канала были недовольны. По словам Кузьмина, перед новым гендиром поставили задачу монетизировать «Татарстан 24», а роль при выборе кандидатуры сыграл опыт Абушахмановой в продажах. По итогам 2016 года телеканал получил 1,6 млн чистого убытка. Информации о финансовых результатах 2017 года пока нет.

Для Григорьева проект с «Татмедиа» это возможность поддержать на плаву тонущую империю. Начав в 90-х с телекомпании «Эфир», к середине нулевых Григорьев имел отношение к продаже телерекламы в Татарстане на канале Россия (бывший РТР) и Первом канале (бывший ОРТ). Григорьеву принадлежала телекомпания «Вариант». Кроме того, вся реклама на электротранспорте в Казани тоже продавалась структурами «Эфира». В холдинге было несколько радиостанций с производством собственного контента. Григорьев выпусках несколько общественно-политических газет и рекламных журналов. Ему принадлежали десятки рекламных щитов в Казани.

Уже к началу десятых годов большинство этих структур закрылось. Радиостанции перешли в формат трансляции чужого контента. Собственные программы пока создают только на «Эхо Москвы в Казани». Но уже несколько лет назад, по словам собеседников Inkazan, эта радиостанция в столице РТ работала в убыток. Григорьев не смог получить контроль над рекламой в казанском метро, а вскоре и вовсе потерял этот рынок. Телекомпания «Вариант» закрылась тоже в середине нулевых. Продажу рекламы на федеральных телеканалось забрало себе агентство «Видео Интернешнл-Казань».

Флагман Григорьева - «Эфир» - получил первый удар после развития сети кабельных каналов. Если раньше у большинства казанцев было 10 каналов, то к концу нулевых практически в каждом телевизоре города их количество перевалило за полсотни. В середине нулевых Григорьев сократил собственное производство программ до минимума. В эфире остались новости, утренняя программа и «Fam-TV». В разное время периодически появлялись собственные программы рекламного характера. Таким образом, специалистов готовых придумывать и делать собственные проекты на «Эфире» не осталось. В какой-то момент на телеканале перестали появляться молодые и красивые ведущие. Их место заняли пышные женщины глубоко бальзаковского возраста. Сразу несколько собеседников Inkazan утверждают, что такая кадровая политика явилась итогом влияния супруги Григорьева – Марины Бибишевой, ведущей «Fam-TV».

Второй удар по «Эфиру» нанес интернет. Туда ушло огромное количество зрителей его флагманских проектов «Города» и «Перехвата». Чтобы попытаться быть конкурентоспособным в новых реалиях, Григорьев пригласил на должность генерального продюсера Алексея Усанова. Последний работал в рекламном агентстве «Грани» на должности арт-директора. Будучи дизайнером и специалистом по изготовлению телевизионной упаковки, он не имел опыта производство программного контента. При Усанове «Эфир» продолжил стагнацию.

В какой-то момент кадровый голод стал так остро, что коммерческую службу, а вместе с ней и телевизионную службу новостей возглавил Самвел Оганисян. Старший лейтенант милиции Оганисян был уволен со скандалом из органов в конце 90-х. В «Эфир» он пришел на должность начальника службы безопасности. Быстро став заместителем Григорьева, он все эти годы занимался хозяйственными вопросами. Журналистика и продажи не входили в его сферу ответственности.

Оганисян не смог улучшить положение «Эфира». Григорьеву для спасения телеканала нужно было получить господдержку. Назначение Кузьмина главой АО «Татмедиа» открыла для бизнесмена такую возможность.

«Татарстан 24» еще на стадии анонсов выглядел как некий Франкенштейн и таковым и оказался. Произошла пертурбация кадров, никакого уникального контента повышенного качества телезрители не получили. Зато у Григорьева появилась возможность, помимо заработка на контенте, получать бюджетные деньги за счет контрактов с «Татмедиа». Например, в начале февраля «Татарстан 24» получил госконтракт с АО на 50,2 миллиона рублей - на создание программ на социально значимые темы. Его заявка была единственной.

Интересно, что в ноябре-декабре «Татарстан 24» почему-то не заявлялся на объявленные агентством «Татмедиа» торги на производство программ на 2018 год. Суммы там фигурировали крупные – 92,6 млн, 241,3 млрд рублей. Контракты получил канал «ТНВ» Аминова. Возможно, это означает, что даже республиканское агентство, выполняющее в РТ функции минпечати и СМИ, разочаровалось в структуре Григорьева и отсекло ее от бюджетной кормушки.

"