Posted 5 июня 2020,, 12:09

Published 5 июня 2020,, 12:09

Modified 13 сентября 2022,, 07:22

Updated 13 сентября 2022,, 07:22

Река не работает: есть ли будущее у речного туризма в Татарстане?

5 июня 2020, 12:09
Татарстан планирует стать кластером развития внутреннего туризма в условиях закрытия границ с другими странами. Но в регионе с двумя крупными реками совсем не развит речной туризм. Почему его нет и как это скажется на будущем – в материале Inkazan.

Во время пандемии туристическая отрасль приняла на себя серьезный удар. Путевки не продаются, отели и рестораны закрыты. Возможность отдыха за рубежом, за исключением Турции и Греции, которые с июля ждут россиян, под вопросом - границы закрыты.

В преддверии сезона отпусков власти заговорили о развитии внутреннего или регионального туризма. Пионером в этом направлении должен стать Татарстан. Однако республика мало что может предложить гостям помимо классических пешеходных маршрутов. В Татарстане протекают крупнейшие реки Волга и Кама, но речной туризм остается одним из самых неразвитых направлений.

Его развитие тормозит плохая инфраструктура. Казанский речной порт, за который отвечал некогда обанкротившийся «Речфлот», а после – «Татфлот», сводящий концы с концами, чтобы выплатить зарплаты работникам, изменился в худшую сторону. В феврале прошлого года компания демонтировала кран, чтобы продать его на металлолом и рассчитаться с долгами.

Деньги выделялись на модернизацию здания речпорта - они должны были стать “воротами” в город для прибывающих по реке. В результате строение обшили неприглядными панелями. Туристов встречают серые причалы и высокие заборы. Inkazan направил запрос в АО «Татфлот» с просьбой рассказать о состоянии судов и планах развития. На момент написания материала ответ не поступил.

Старый флот - серьезное препятствие для развития речного туризма. Число перевозок по реке ежегодно сокращалось: старые суда встают на якорь, их обслуживание с дорожает, компании-владельцы банкротятся. В начале 90-х годов из Казани выходили 24 местных теплохода, которыми «управляли» 14 туристических операторов. Сегодня пересчитать прогулочные суда – «Омики» и «Москва» - можно по пальцам одной руки.

Последние силы выжимаются из флота, собранного 50-60 лет назад. Старая техника не исключает трагедий - в 2012 году затонула «Булгария», погибли 122 человека. Судно находилось не в лучшем состоянии. В Казань заходят круизные суда, принадлежащие компаниям из других регионов. Они почти не останавливаются в республике из-за отсутствия «глубоких» причалов.

В речной туризм входит несколько направлений. Круизы – это заход крупных судов и отправление собственных теплоходов по всем направлениям. Туры выходного дня – прогулочные 1- и 2-х палубные теплоходы с кафе, рестораном и музыкой. Третье направление – развитие частных яхтклубов, которые сдают в аренду катеры и небольшие суда.

«Речной туризм очень затратный. Он подразумевает наличие кораблей. Кроме того, у нас очень короткая навигация – с мая по октябрь. В связи с этим возникает проблема – где держать корабли зимой, ухаживать за ними и ремонтировать», - заявил директор туристической компании «Стен-трэвел» Леонид Пресс. По его словам, татарстанцы предпочитают морские круизы - их цена сопоставима с речными.

«Республике надо, чтобы люди приезжали, оставались в отелях, кушали в кафе и ресторанах, что-то покупали. Чтобы был речной туризм, нужны большие пароходы», - сказал он. Пресс сообщил, что в России речным туризмом занимаются компании, работающие с советского времени, у которых остались суда. Он добавил, что новые операторы не смогут зайти на рынок - новые корабли дорогие.

Помимо отсутствия причалов, в Татарстане нет заправок для водного транспорта. Поэтому частные катера дают в аренду на короткий срок, иначе придется возить с собой сотни литров топлива. Гендиректор туристической компании AVT Азамат Сабиров заявил Inkazan, что организация заправок и строительство заправок могли бы дать толчок к развитию речного туризма.

«Наши чиновники летают в другие страны, в которых это развито. Почему не перенять это? Надо создать инфраструктуру. У нас река не работает никаким образом. Круизов у нас практически нет», - сказал он, добавив, что все усложняет и процесс, связанный с документами и лицензиями. Например, чтобы возить пассажиров по реке нужно пройти обучение в Самаре.

По мнению Сабирова, выдачей соответствующих документов должны заниматься региональные Государственные инспекции маломерных судов. предприниматель заявил, что на рынок речного туризма сложно зайти, однако если создать необходимые условия, бизнес подстроится - такой опыт есть у Америки и Европы, где почти на каждой реке оборудованы причалы и заправки.

«Если я живу на реке, то и в магазин могу ехать по реке. Катер может стать моей машиной, но сейчас если я куда-то поеду, то мне придется с канистрой бегать и искать бензин», - сказал он. По оценкам Сабирова, на создание одной заправочной станции надо потратить около 10 млн рублей. Он считает, что для крупных компаний это вполне допустимые траты.

В Татарстане центрами притяжения туристов на Волге являются Казань, Болгар и Свияжск. По мнению Сабирова, если создать еще пару десятков подобных мест, то появится гигантский спрос на речные туры, на рынок смогут зайти частники. Inkazan направил запрос в Госкомитет Татарстана по туризму с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. На момент публикации материала ответ не поступил.

Спрос на развитие речного туризме есть и со стороны гостей, и со стороны бизнеса. В 2017 году глава Госкомитета Сергей Иванов предложил создать на Волге туристический кластер мирового уровня, однако республика не смогла найти инвесторов, руку помощи не протянул и федеральный бюджет - проект “Пять ветров” стоимостью 1,9 млрд рублей оказался забыт.

Вложения в инфраструктуру рассчитаны на долгосрочную перспективу и требуют от комитета наличия четких планов - в этом случае не удастся привлечь студентов, работающих за еду. Однако с пониманием развития новых отраслей туризма в Татарстане проблемы. Пока Госкомитет предпочитает тратить миллионы на продвижение существующих местных брендов и разработку новых.

Как правило, красивые картинки встречают прибывающих поездом и самолетом гостей. Речпорту и изрядно постаревшему флоту нечего показать притязательным туристам, о крупных праздниках, связанных с речными круизами, в республике больше не слышно. В октябре 2019 года в Казани прошло заседание совета по вопросам развития внутреннего туризма.

Глава Ростуризма Зарина Догузова заявила, то развитие круизной отрасли - одно из приоритетных направлений. Но оно натолкнулось на ряд проблем – состояние рек, дна, речного флота и причалов. Татарстан анонсировал проект «Великого Волжского пути». В Ростуризме его называли конкурентоспособным и качественным. Однако будет ли он реализован – неясно.

"