Posted 15 июля 2014,, 18:07

Published 15 июля 2014,, 18:07

Modified 11 сентября 2022,, 08:38

Updated 11 сентября 2022,, 08:38

Неправильная ориентация, или Почему в «Метротрансе» не знают, что такое навигация?

15 июля 2014, 18:07
Зачем нужна навигация в метро? Чтобы гости Казани знали, на какой станции нужно выйти, чтобы попасть на Баумана, горожане ориентировались куда бежать к приходящим поездам в нужном направлении – налево или все-таки направо, или, к примеру, чтобы не случилось давки в часы-пик, как это иногда происходит в Москве: пуст...

Последние трагические события в московском метрополитене вселяют ужас и невольно со страхом заставляют задуматься: «А что если..?»: толпы людей, не понимающих куда двигаться к выходу, способны задавить друг друга на своем пути. Осознание того, что от таких трагедий не застраховано ни одно, каким бы оно не было современным, метро — это плюс еще один важный повод в очередной раз задуматься о навигации в подземке. Навигация — это не просто светящиеся разноцветные таблички под потолком и на полу, сделанные для галочки. Навигация — это по-настоящему очень важно.

Кстати, в Москве объявлялся конкурс на разработку напольной навигации и схемы московского метро. Его выиграла «Студия дизайна Артемия Лебедева». На весь процесс создания и апробирования навигационных плит можно посмотреть на сайте студии: дизайнеры приходили на станции по ночам, примеряя навигационные наклейки, и бывало, что убегали от недоумевающих полицейских. Процесс создания навигации в метро – очень серьезный и фундаментальный: начиная от анализа движения потоков людей заканчивая выбором формы стрелок на указателях.

В казанской подземке по поводу навигации, кажется, сильно не заморачивались, и здесь уж наверняка дизайнеры по ночам не бегали от полицейских. Здесь нет напольной навигации – только подвесная, но, если довериться опыту больших городов, она не нужна при наличии понятной, удобной и полноценной подвесной навигации. Вот только навигация в казанском метро не кажется идеальной.

О том, насколько удобна, красива и информативна навигация в казанском метро, корреспонденты Inkazan поговорили с казанскими дизайнерами.

Член правления

Союза дизайнеров Татарстана

Гузель Шакирова

Гузель Шакирова: У человека через глаз поступает около 90 % информации из окружающего мира. Это очень важный факт. Об этом всегда надо помнить, когда речь идет об изобразительных средствах. Если человеку не ясна визуальная информация, остальные органы чувств восприятия почти не помогут.

Станция начинается с дверей. Эти — на «Кремлевской». Никогда не задумывались, почему горожане не смотрят, в какую дверь заходить — где написано «Вход» или «Выход»? Может, просто эти надписи незаметны казанцам.

Гузель Шакирова: Для меня метро — это всегда отношение города к своим гостям. В Лондоне, в Барселоне, в Берлине — я чувствую, что мне тут рады, потому что метро меня встречает ясными красивыми читаемыми схемами и табличками. Это работает так же как, если в аэропорту мы видим встречающего человека с табличкой, на которой наше имя. Я пыталась проанализировать свои ощущения, что дает мне чувство безопасности. Оказывается, самый важный критерий — это профессиональная эстетическая подача.

На всех станциях метро — абсолютно различные навигационные табло: шрифты, пиктограммы, цвета.

Табло на ст. метро «Кремлевская». Станции «Дубравная» пока еще не существует, но в подвесной навигации она уже обозначена. Дезинформация? Или «Метротранс» решил сделать навигацию «на вырост»: глядишь, к 2000 какому-то году табло станет актуальным и достоверным.

Гузель Шакирова: Даже не сама информация, а способ ее подачи в Казанском метро оставляет желать лучшего. Очень печально видеть полное отсутствие единого стилевого решения. Сколько мы видим здесь разных шрифтов? Даже на одной табличке почему-то надписи на разных языках написаны разными шрифтами. Глазу постоянно приходится адаптироваться к изображению информации, добавьте к этому спешку и суету современного города, и в итоге таблички с информацией становятся источником визуального стресса.

А это уже станция метро «Козья Слобода». Уродливые шрифты и неумелое размещение информации.

Та же «Козья слобода» и уже другая по стилистике навигация.

Гузель Шакирова: Эстетика. Важна сама «картинка», и не потому что это красиво. Картинка создает определенное психологическое состояние у человека. В метро человек должен чувствовать порядок и безопасность.

На станции метро «Авиастроительная», которая была открыта одной из последних, можно увидеть четвертый вид подвесной навигации.

Креатив от «Метротранса»: поставить знак кирпича вместо буквы О и поиграть шрифтами — наверху прописные рубленные, а снизу заглавные Antiqua.

Гузель Шакирова: Я еще не начала изучать схему, но я уже вижу, как тщательно скомпонована композиция, какие стильные пиктограммы, читабельные шрифты… Когда мы видим, что над подачей информации работали профессионалы, мы верим ей априори. В пример могу привести рекламные проспекты кредитных организаций: сплошной позитив и добросердечность!

Схема казанского метрополитена. На первый взгляд, очень даже ничего: есть информация о длительности перегонов между станциями, номера трамваев, автобусов и троллейбусов, даже обозначены парковочные площадки у станций «Кремлевская» и «Горки». Но обозначить Речной порт у станции «Площадь Тукая» и аэропорт у «Проспекта Победы» было, как минимум, странно.

Гузель Шакирова: Известно, что метро — это всегда большой трафик пассажиров и временные промежутки ожидания поезда. Именно этим часто пользуются в крупных городах, чтобы разместить в метро импровизированные выставки или начать визуальный диалог на важные социальные темы или на темы образования и культурных ценностей. Метро – это прекрасная выставочная площадка! Или я везде вижу выставочные площадки, потому что я дизайнер?

Казань становится признанным туристическим центром, интерес к истории города растет не только среди приезжих, но и среди горожан и жителей пригородов. Самое время задуматься о том, чтобы использовать пространство метро для образовательной экспозиции о том, что в Казани можно увидеть, если выйти на вот этой станции метро, или анонсы выставок и экспозиций, или исторические факты. Можно разместить эту информацию на сайте метро, а считать ее можно через QR – код, нанесенный на схему метрополитена.

Вопрос о рациональном расположении информационных табло — это отдельная проблема.

Гузель Шакирова: Чудес не бывает. Если есть нацеленность на хороший результат, то к работе надо привлекать экспертов. Стиль метро — это стиль города, его подземная проекция! И как я люблю метро в Лондоне, где как только я встаю с потерянным видом, ко мне подходит преисполненный достоинства служитель, достает бумажную схемку и рисует по ней маркером для меня дорожку «Смотрите, все просто. Это Вам!»

—————————

Дизайнер РА «Оригами»

Артем Назаров

Нечасто пользуюсь метро, но выражу лично свое мнение — здесь есть над чем работать. Местами очень трудно сориентироваться. Метро в нашем городе достаточно молодое, но создается впечатление, что навигация делалась просто чтобы она была. Навигация хороша, когда по ней может без труда сориентироваться человек, впервые оказавшийся в городе. На некоторых табличках нет перевода на английский для иностранцев. Что касается именно дизайна, то в навигационных табличках нет скомпонованности: что-то скомкано, что-то разбросано… Это мешает восприятию информации. Единый стиль в оформлении также отсутствует.

—————————

Руководитель рекламных проектов

РА «Оригами»

Марат Фаткулин

Типографика на табличках ужасная. Но даже и это неважно: если бы навигация в метро была с кривыми шрифтами, но понятная и висела в нужных местах — это было бы уже 80% успеха. Я часто пользуюсь станцией «Проспект Победы», на которой очень много выходов. Человек, который попадает на эту станцию впервые, не сможет сориентрироваться самостоятельно. Даже если вы уже были на этой станции несколько раз, то найти нужный вам выход будет проблематично. Здесь висят спорные указатели, где написано: направо – выход к улице Зорге и проспекту Победы, налево — выход к улице Зорге и проспекту Победы. Куда нужно идти? Абсолютно непонятно. А если говорить о схеме метро, то стоило бы совместить её с планом города и обозначить достопримечательности и важные объекты Казани.

—————————

Кто разрабатывал навигацию в Казанском метро?

Этого не знают даже в МУП «Метроэлектротранс», куда мы после четырех дней тщетных звонков по всем имеющимся номерам, пришли, чтобы услышать вживую комментарии работников. Итог: 2 часа потерянных на проходной после звонков по 20 телефонным номерам! Непонятно, как вообще работает наш метрополитен, если в этой организации никого нет на рабочих местах, а на вопрос о навигации в метро, нас переспрашивают «А что это?».

Итог: НЕкрасивая, НЕудобная, НЕинформативная навигация в казанском метро. Может, если «Метроэлектротранс» не знает, какой должна быть навигация и вообще что это такое, стоит последовать примеру Москвы, отдав разработку навигационных табло и плит дизайнерским студиям?

[mceAuthor]Фото: Максим Платонов[/mceAuthor]

[mceAuthor]Текст: Динара Валеева[/mceAuthor]

"