Posted 18 апреля 2018,, 08:42

Published 18 апреля 2018,, 08:42

Modified 17 сентября 2022,, 15:03

Updated 17 сентября 2022,, 15:03

Утраченная чистота: МЗС в Осиново может сделать продукцию «Майского» опасной для здоровья

18 апреля 2018, 08:42
Строительство МЗС в Осиново, против которого изо всех сил протестуют жители поселка Осиново, лишит экологичности продукцию крупного овощеводческого комбината «Майский». Люди, живущие в окрестностях МЗС, боятся всплеска онкологии и других заболеваний. Однако выбросы будут воздействовать и на продукцию «Майского».

Участок, который приобрела компания «АГК-2» под строительство мусоросжигающего завода, граничит с «Майским».

Руководитель токсической программы Гринпис России Алексей Киселев в беседе c Inkazan отметил, что сейчас о заводе в Осиново неизвестно «ровным счетом ничего»: на каком расстоянии МЗС будет находиться от комбината «Майский», на какой высоте будет источник выброса, как будет осуществляться трафик отходов на объект, где будут пролегать подъездные дороги.

«Сказать, что воздействия не будет – это наглая ложь с моей стороны, сказать, что оно будет значительным – тоже. Ведь я не знаю, где это все будет расположено. То, что воздействие будет и оно неминуемо, это да. То, что будут выбросы тяжелых металлов – безусловно, - сказал Киселев, - Это все будет находиться либо в пределах санитарной зоны, либо за ними».

Эксперт Гринпис отметил, что все токсичные вещества накапливаются в жирной пище. «Растения это все тоже могут набирать, но не в тех количествах, как продукты животноводства или при попадании в организм человека с водой или при вдыхании воздуха. То, что там, где появится печка, экологическая ситуация не будет прежней – это факт. Его никто не может отрицать. По Подмосковному объекту мы видим, что воздействие планируется», - сказал Киселев.

По мнению представителя Гринпис, никакой сортировки мусора на заводе не будет. «Будет классическая схема, когда мусоровоз, в котором все смешано, будет въезжать на весовую. Там, дай бог, будет радиационный контроль. После этого все будет попадать в бункер-накопитель, а оттуда краном будет отправляться в печь. Это их схема, никакой предварительной сортировки на заводе не будет. Они делают расчет на то, что все это будет организовано на тех территориях, которые будут поставлять отходы на завод. А я не припомню, чтобы где-то за такой короткий срок по документам в Казани или ее окрестностях планировалось организовать сбор опасных отходов: лекарства, лаки, краски, градусники, электроника и так далее. Совершенно понятно, что это окажется в печи», - сказал Киселев.

Эксперт привел пример, который явно не заложили в прогноз инвесторы МЗС. По его словам, с учетом инфляции начал активно развиваться гаражный сервис. «Что это значит? Простые операции, как замена масла, колодок, люди делают в гаражах. Отработавшее масло в условиях РФ, где нет системы сбора отработавших масел от населения на восстановление, отправляется в помойку. И дальше едет на мусоросжигающий завод. Это только один из примеров», - сказал Киселев.

Представителя Гринпис поддержал директор одного из российских научно-исследовательских институтов, который занимается вопросами сельского хозяйства, академик РАН. Он попросил не называть его имя в статье. Как и его коллеги из других федеральных НИИ, ученый пояснил, что не может официально комментировать стройку МСЗ, пока нет проекта предприятия или не опубликованы его параметры, в том числе по выбросам. Такую информацию инвестор нигде не выложил. Известны лишь те данные, которые представители «АГК-2» и татарстанские чиновники назвали на встречах с населением и журналистами.

Собеседник Inkazan пояснил, что современный завод по сжиганию мусора не только не повредит овощеводческому хозяйству, а даже окажет благотворное влияние, выбрасывая ускоряющий фотосинтез углекислый газ. Но для этого у завода должны быть свои сортировочные линии.

Напомним, что 14 апреля представитель компании «АГК-1» на встрече с жителями поселка Осиново заявил, что отходы будут сортировать на 14 станциях в Казани. А на самом МЗС будет «ручная проверка», которая, по его словам, предотвратит попадание в печи ртутных ламп или батареек.

«Люди людьми, но все содержащие ртуть, фосфор, хлор, пестициды отходы должны быть отсортированы и отправлены на отдельную линию», - сказал ученый.

Схема, которую предложил инвестор, вызывает, по его словам, беспокойство и требует жесткой регламентации. Ученый сказал, что техническую документацию нужно внимательно изучить, чтобы решить давать ли «добро» проекту. При отсутствии глубокой сортировки завод окажет негативное влияние на окрестности, включая тепличный комбинат «Майский».

«Я знаю, что заводы работают за рубежом. Но, вообще, такое производство считается рискованным, опасным. Оно должно быть строго регламентировано, очень строго, жестко должно контролироваться, быть обеспечено контрольно-измерительными приборами. Это должно быть суперсовременное производство. Если сумеем мы это сделать, то можно работать, если нет, то лучше отказаться или строить где-то подальше», - сказал собеседник Inkazan.

Руководитель комбината «Майский» Ильшат Ганиев в феврале этого года заявил изданию «Бизнес online», что отрицательно относится к постройке завода. Свою точку зрения он объяснил близостью МЗС к ЖК «Салават Купере».

«Мы против. В Осиново и так есть экологическая нагрузка — это ТЭЦ-3, „Оргсинтез“. Сейчас строится жилой комплекс „Салават Купере“ на 100 тысяч населения, хотят построить там завод... Считаю, что это однозначно неправильно!» - сказал тогда Ганиев.

Продукцию тепличного комбината Ганиев позиционирует как экологически-чистую. В 2016 году он дал большое интервью тому же изданию (судя по содержанию, рекламное), где рассказал об отказе химикатов, собственных пробуренных скважинах для орошения урожая, как альтернативу воде из Волги. Волжскую воду Ганиев назвал «бог знает какой: там и выбросы, и ртуть». С гордостью он повествовал, как за предложение оставить химию «на всякий случай», уволил технолога.

«Я, когда срываю огурец и ем, всегда говорю, что не надо мыть, потому что вода грязнее, чем наша продукция, - рассказал Ганиев, - Иногда у меня спрашивают: Ильшат Газимович, наверное, у вас есть отдельные площади, где вы выращиваете овощи для себя? Этого нет. Моей внучке полтора года, она берет в руки по огурцу и грызет, но я не знаю, из какого цеха я их купил».

Надо сказать, что у «Майского» и без мусоросжигающего завода по соседству проблем хватает. В 2016 году» Ганиев сетовал на падение спроса, удорожание из-за роста курсов валют стекла для теплиц, удобрений, семян и других комплектующих. В 2010-м существующих с советских времен комбинат был, практически, банкротом.

В 2016 году в интервью «Бизнес online» Ганиев заявил, что «Майский» производит 32 тысячи тонн овощей в год. Если они «зачерпнут» выбросов от МЗС, то такая продукция попадет, помимо Татарстана, в Москву, Санкт-Петербург, Тюмень, Сургут, Киров, Пермь, Челябинск, Екатеринбург и Новосибирск.О том, что туда осуществляются поставки, Ганиев рассказал 2 года назад изданию.

Inkazan направил запрос в «Майский», будет ли комбинат принимать дополнительные меры безопасности для сохранения овощей в связи со строительством МЗС.

Председатель казанского отделения общероссийского Социально-экологического союза Сергей Мухачев отметил, что сейчас качество продукции «Майского» напрямую зависит от мусоросжигающего завода. Смогут ли там решить те проблемы, которые сейчас беспокоят экологов и местных жителей. В том, что на предприятии будут нарушения, которые приведут к токсическим выбросам, заявил Мухачев, он не сомневается. Не спасет даже раздельный сбор отходов. «Нет никакой гарантии, что какой-нибудь оболтус не сунет к пищевым отходам ртутную лампу, или битое стекло, или градусники», - сказал Мухачев.

Являющиеся ядовитыми для животных и людей хлорорганические соединения, которые может выбрасывать МЗС, скапливаются в почве, могут попадать в воду, в том числе в подземные скважины. Тогда теплицы не послужат им преградой.

«У нас горела Самосыровская свалка. Если пройти на восток по розе ветров, то там родники и подземные воды содержат диоксины. Они же стойкие, не разлагаются до 50 лет в атмосфере и в почве. Они обязательно будут накапливаться», - сказал Мухачев.

"