Posted 25 декабря 2019,, 11:00

Published 25 декабря 2019,, 11:00

Modified 17 сентября 2022,, 16:36

Updated 17 сентября 2022,, 16:36

Итоги-2019: иски и обыски в ПСО «Казань»

25 декабря 2019, 11:00
Редакция Inkazan подводит информационные итоги года, вспоминая о наиболее значимых событиях, которые освещались в новостях издания. ПСО «Казань» экс-депутата Госсовета Равиля Зиганшина по решению судов лишилось нескольких миллиардов рублей, уходило и возвращалось на космодром «Восточный» и наконец достроило зоопарк.

ПСО увернулось от банкротного иска Федеральной налоговой службы на 1,9 млрд рублей, но попытки решить споры с компанией продолжались. Она получила десятки исков — от «Ядран-Ойл» на 37,5 млн рублей, до выигранных исков на 873 млн, 1,3 млрд и в общей сложности 2,2 млрд от «Казань Экспо». ПСО не сдавалось: например, подало иск против исполкома Казани на 404 млн.

В 2018 году мэр Казани Ильсур Метшин сказал, что сменился подрядчик строительства зоопарка «Река Замбези». ПСО обещало сдать объект в 2016-м, сроки переносили. Компания опровергла уход с объекта, а минстрой республики отчитался о привлечении на него дополнительных ресурсов. Долгострой пообещали открыть до конца года, тестовый запуск состоялся в декабре.

Основные мощности ПСО были переброшены на строительство второй очереди космодрома «Восточный» — в Казани визуально наблюдались только два земснаряда: работающий у Кремлевской набережной и ржавеющий у Миллениума. В январе «Роскосмос» запустил процедуру расторжения с ПСО контракта на 38,7 млрд рублей, ссылаясь на тяжелое положение компании. Власти Татарстана комментировать это не стали, хотя республика поручилась за структуру Зиганшина при заключении договора.

Не исключено, что они разочаровались в ПСО: оно пропало из раздела «ключевые участники строительного кластера» в стратегии развития республики до 2030 года. Депутат Госсовета Марат Галеев сказал, что «компании могут появляться, могут умирать». За работу на «Восточном» никто не взялся из-за ее высокой стоимости — об этом заявил президент страны Владимир Путин. ПСО продолжило строить космодром.

«Роскосмос» пытался сменить подрядчика: предлагал создать для этого специальную компанию. Аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев заявил, что корпорация потеряла доверие к ПСО. В «Роскосмосе» факт недоверия опровергли. Достройку объекта хотели отдать минобороны России, но Путин не стал менять подрядчика и пожаловался на необходимость лично решать проблемы «Восточного».

Госкорпорация потребовала от ПСО, известного срывом сроков, сдать вторую очередь с опережением — летом 2023 года с него должна стартовать первая ракета. Работу контролируют из космоса, за ней следит управление федерального казначейства по Татарстану.

В 2018 году семья Зиганшина заработала более 100 млн рублей. Депутат был признан рекордсменом по прогулам заседаний Госсовета и в новый созыв баллотироваться не стал — ему не придется подавать декларации.

Масштабы хищений на «Восточном» поражали и главу Счетной палаты Алексея Кудрина, и Путина. При строительстве первой очереди украли 11 млрд рублей, вернули — 3,5 млрд. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заверил, что новых случаев не было. Следственный комитет обнаружил новые факты хищения — в ПСО «Казань» пришли с обыском.

По данным следствия, один из подрядчиков передал в казначейство фиктивные документы о необходимости оплаты по договорам. Сумма ущерба составила более 240 млн рублей. В ПСО сообщили, что обыски связаны с уголовными делами о хищении при строительстве первой очереди.

Комментарий астронома Владимира Сурдина:

Чем южнее находится космодром, тем дешевле запуск ракет: вращение земного шара помогает начать полет. Самые южные территории у нас — либо на Северном Кавказе, либо на Дальнем Востоке. На Дальнем Востоке можно запускать ракеты, не опасаясь, что на голову кому-то они упадут.

Теперь он (космодром «Байконур» — Inkazan) не наш, мы им за деньги только можем распоряжаться. К тому же это надо платить чужим деньги, если можно воровать свои. Сколько на «Восточном» своровали — это же прекрасная возможность была, правда? А так бы отдали каким-то казахским ворам, зачем же это нужно?

"