Posted 31 января 2020,, 13:42

Published 31 января 2020,, 13:42

Modified 11 сентября 2022,, 18:16

Updated 11 сентября 2022,, 18:16

Никто не спасает «Полукамушки»: история Зеленодольска уйдет в никуда?

31 января 2020, 13:42
Исторический микрорайон «Полукамушки» в Зеленодольске практически превратился в руины. Четыре года назад помощник главы Татарстана Олеся Балтусова якобы провела немалую работу по «реанимации» этих домов. Судя по состоянию района, с ним было сделано ровным счетом ничего.

До 2019 года в «Полукамушках» жили люди. Дома признали аварийными много лет назад. В 1994 году их внесли в реестр объектов культурного наследия (ОКН). Под охрану попали только 8 домов из 26-ти. Остальные являются просто историческими постройками. Стирать с лица Зеленодольска их не будут, но и что делать с ними никто не знает.

В январе 2020 года комитет Татарстана по охране объектов культурного наследия (ОКН) под председательством Ивана Гущина собрал комиссию, на которой обсуждали будущее микрорайона. На заседании присутствовала Балтусова, которая заявила о проделанной четыре года назад работе: экспертизах, семинарах, привлеченных экспертах, разработанной концепции микрорайона. На все это были потрачены бюджетные средства.

На тот момент дома не были расселены, а значит реконструировать и воссоздавать район было нельзя. После череды собраний Балтусова определила концепцию, которая подойдет для города, но в итоге скрылась «с места происшествия»: как работа строилась впоследствии - неизвестно.

Дома расселили только в 2019 году. До этого исполком района под руководством Александра Тыгина грозился снести их, по крайней мере такие таблички в то время висели на строениях. Сноса не произошло, но после расселения постройки пытались уничтожить. Дома горели едва ли не каждый день. Виновника нашли после крупного резонанса – им стал местный житель, который проходит по уголовному делу о поджогах.

Комитет Гущина начинает работу с начала. Как таковых новых экспертиз не проводилось, но концепцию разработали повторно. В очередной раз бюджетные средства направляются на планы, которые на сегодняшний день труднореализуемы. Причин две: отсутствие инвесторов из-за высокой стоимости этих домов и отсутствие понимания у комитета Гущина и исполкома района о том, что в итоге хотят видеть в историческом центре города.

Предложений много - детские досуговые центры, рестораны, жилые апартаменты. Однако есть одно «но»: извне инвестора в Зеленодольск исполкому привлечь сложно, а местные не осилят покупку всех домов из-за их стоимости. Делить микрорайон на части, размещая жилые апартаменты напротив руин или ночного клуба, нерентабельно для будущих обитателей старинных домов. Множество проблем возникает с перепланировкой, достройкой. На данный момент, учитывая требуя законодательства к ОКН, перестраивать их нельзя.

Балтусова заявляет, что «взвешенное решение» было найдено. Но не говорит о том, почему оно не было использовано во время ее работы на объекте. Гущин на совещании по «Полукамушкам» предлагал использовать его, словно не видел прошедшей на том же мероприятии презентации новой концепции.

Почему «Полукамушки» в ближайшее время могут исчезнуть с лица Зеленодольска? После серии поджогов исполком выделил деньги на охрану объектов - около 100 тысяч рублей в месяц. Но, побывав на месте, корреспонденту Inkazan найти охрану не удалось. К сгоревшим и нескольким уцелевшим домам может подойти кто угодно. Никто не спросит: «Что вы тут делаете?».

Любая спичка или выброшенный окурок могут привести к очередному пожару. На что тратят 100 тысяч бюджетных рублей – не ясно. Вокруг все завалено мусором, но это уже эстетические неприятности.

Огорожены забором только те дома, которые находятся на реконструкции. Вернуть их прежним жильцам обещали еще до Нового года, но работы, судя по всему, осталось много. В этом году «Полукамушкам» исполнится 120 лет. Может быть, к этой дате дома обретут своих прежних хозяев.

К исчезновению микрорайона может привести время. В этом случае оно не «лечит», скорее наоборот - разрушает дома. В отсутствии жильцов они быстрее ветшают. А с той скоростью, с какой находят решение по реанимации этих домов, они просто исчезнут.

Однако Гущин обмолвился, что очередной инвестор найден. Предыдущий – куда-то сбежал. Кто решил заняться объектом, глава комитета говорить не стал, видимо, чтобы не спугнуть удачу. Известно, что таинственный инвестор из-за рубежа, и он намеревается сделать в районе что-то для детей. Но готов он взять на себя только шксть домов. Остальные так и останутся «доживать» свои последние мгновения.

"