Posted 5 апреля, 04:00

Published 5 апреля, 04:00

Modified 5 апреля, 04:00

Updated 5 апреля, 04:00

«Это не про нас»: готовы ли казанцы платить за проезд по Вознесенскому тракту

«Это не про нас»: готовы ли казанцы платить за проезд по Вознесенскому тракту

5 апреля 2024, 04:00
Фото: inkazan.ru
В октябре 2023 года в Казани дали старт движению по первому этапу Вознесенского тракта. Второй еще во всю строится, но власти уже предупредили местных, что проезд по нему будет платным. Почему эта инициатива — ошибка? Об этом — в материале Inkazan.

Что не так с Вознесенским трактом

На проект Вознесенского тракта возлагали множество надежд. Идею по его строительству заложили еще в генплане 1969 года, говорил мэр Казани Ильсур Метшин. Однако от бумаг к делу перешли лишь спустя полвека — в 2021-м.

Торжественное открытие первого этапа магистрали, который ООО «Волга-Автодор» сдало в октябре 2023 года, затмил скандал с застрявшим на развороте большегрузом. Автолюбителей и урбанистов смутили непродуманные съезды, сам тракт стал не решением, а причиной новых заторов в этом районе.

Спустя полгода, когда казанцы только привыкли к инфраструктуре, власти анонсировали новое разочарование — введение платного проезда по второй части тракта. Сразу после этого глава местного миндортранса Фарит Ханифов сообщил, что инвестором оставшихся восьми километров станет АО «ТатДорТрансИнвест» — «Автодору» завершить строительство не дали, и вот почему.

Единоличным владельцем «ТатДорТрансИнвест» является республика, а гендиректором — Айрат Гайфутдинов, ранее возглавлявший АО «Проекты Татарстана». Компанию создали в августе 2023 года, как бы специально готовясь к передаче объекта.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в настоящее время на счету предприятия хранятся 913 млн рублей в качестве чистых активов. В тракт «ТатДорТрансИнвест» планирует инвестировать 4,5 млрд рублей, стоимость всей стройки — 18 млрд.

Ханифов объяснил, что извлекать прибыль от платного проезда по Вознесенскому тракту власти не планируют — объект, по его словам, социальный. А потому ему требуется республиканский и городской контроль, который якобы позволит минимизировать расценки на проезд.

Сколько будет стоить проезд по тракту от проспекта Победы до трассы М-7, власти скажут в мае 2024-го. Пока известно, что они рассматривают два варианта взимания платы: по километражу для всех автомобилистов и только для транзитников при въезде/выезде на М-7.

Казанский урбан-активист Дмитрий Сагдеев уверен, что платный проезд для существующего проекта второго этапа вовсе не годится. Проходя прямо вдоль поселка Вознесенское, тракт лишает проживающих здесь казанцев сквозного проезда по улицам Иман и Нардуган. Местным придется не только выезжать на магистраль и, как сказал Сагдеев, крутиться на петлях, но еще и платить за такие неудобства.

«По-здравому нужно либо остановиться на взимании платы на выезд на М-7, либо переделывать проект и строить эстакаду, связывающую две части поселка Вознесенское», — написал в своем Telegram-канале урбан-активист.

В Telegram-канале «Казан Урбанчы» активисты заявили, что ошибки в проектировании Вознесенского тракта заставят автомобилистов, которым нужно доехать до улицы Назиба Жиганова и Родина, «накручивать километраж» до ближайшего разворота на Глушко. Кроме того, в центр города будет привлечен весь транзитный трафик М-7, а в узле «Даурская-Универсиады-Вознесенский» просто остановится движение.

Урбанисты предлагают и решения. Но главный вопрос в том, готово ли к ним министерство транспорта и дорожного хозяйства республики. Ведь стройка активно идет, а ставить ее на паузу ради пересмотра бумажек обойдется в миллионы, а может и миллиарды рублей.

Inkazan направил запрос миндортрансу с просьбой прокомментировать возможность «переделывания» проекта второго этапа.

Почему казанцы «против»

Большинство казанцев не готовы платить за проезд по дорогам общего пользования, о чем свидетельствует ранее проведенный Inkazan опрос. Порядка 37% респондентов, или 266 человек, заверили, что предпочтут постоять в пробке, чем отдавать деньги за передвижение по улицам города.

Депутат Госсовета Татарстана Александр Комисаров категоричность казанцев понимает, ведь до этого столица республики как-то развивалась без нагрузки на их кошелек. Да и сама инициатива платного проезда внутри города, по его мнению, «звучит странно».

«Я прекрасно понимаю, насколько большие инвестиции идут в этот проект и какую роль тракт будет играть — он важен очень. Но как-то мы привыкли к тому, что это делается за федеральные или региональные средства — с этой стороны удивляет». — заявил он в разговоре с Inkazan.

Народный избранник уверен, что плата за проезд по тракту слабо приживется. А все потому, что доходы местных жителей не растут параллельно расходам. Плюсом дорожают автозапчасти и сами автомобили.

«Люди были бы готовы платить за медицину, образование и те же платные дороги. Но доходы населения несопоставимы с расходами. Я считаю, что это в целом не про нас», — заключил Комисаров.

Против введения платы по Вознесенскому тракту выступил и юрист Федерации автовладельцев России Владлен Копвиллем. В разговоре с Inkazan он заявил, что для городской дороги не подходит плата ни по километражу, ни при съезде на М-7. «Хорошо, трасса платная, но подъезды-то к ней должны быть бесплатными», — сказал эксперт.

Копвиллем заметил, что траты большегрузов, перевозящих товары по платной части Вознесенского тракта, лягут на конечного пользователя. Например, если фура везет в Казань материалы для строительной организации, возводящей многоэтажки, то плата за проезд сначала ляжет на застройщика, а потом уже и на стоимость квартиры — то есть снова на кошелек местных жителей.

Представитель Федерации автовладельцев России Дмитрий Золотов также обратил внимание, что платный въезд в Казань со стороны Вознесенского тракта для большегрузов с товарами повлияет на рост их стоимости.

«Если эта дорога будет строиться за счет бюджета, то никакие платные участки неприемлемы», — заявил он в разговоре с Inkazan. Однако если же власти позиционируют вторую часть тракта в качестве частного строительства, то здесь же должна появиться альтернативная дорога — бесплатная, считает эксперт.

«Если платная дорога все-таки будет, она должна быть бесплатной для местных жителей, как в цивилизованной Москве», — добавил Золотов.

Сможет ли столица Татарстана дотянуть до цивилизованности столицы России, покажет время. А его, к слову, у миндортранса республики достаточно, чтобы еще раз пересмотреть проект Вознесенского тракта и уберечь его от звания «Фейл года», которым грозятся местные урбан-активисты.

"